Г-н советник

Если на собеседовании молодой человек говорит, что хочет быть финансовым аналитиком в инвесткомпании, и к этому ему нечего добавить, приходится с ним тут же прощаться, – рассказывает старший консультант Antal International Эльвира Гарифулина. – Вряд ли работодателя заинтересует кандидат, имеющий самые приблизительные представления о профессии». Обычный финансовый аналитик имеет дело с отчетностью собственного предприятия и занимается разного рода планированием и контролем. И в реальном секторе, и в инвесткомпаниях, и в банках такой специалист будет выполнять примерно одни и те же функции. «Инвестиционный аналитик – совсем другая профессия, – объясняет консультант департамента «Финансы и аудит» Cornerstone Дмитрий Поневежский. – Этот специалист принадлежит не к финансовому, а аналитическому департаменту, занимается анализом рынка и отдельных его отраслей». Однако опыт «Ф.» показал, что сами сотрудники аналитических отделов не вдаются в тонкости терминологии. «Инвестиционный? Финансовый? – размышляет начальник управления анализа рынка акций Банка Москвы Владимир Веденеев. – Финансовый звучит привычнее, но, чтобы не было путаницы, лучше просто говорить: аналитик».

Почем колготки в переходе. Для того чтобы прийти в инвестиционную сферу на позицию аналитика, нужно подавать большие надежды, а именно отучиться в престижном вузе и пройти стажировку в одной из крупных инвесткомпаний. Необходимо также знание английского языка, потому что не владеющий им сотрудник лишается значительной доли информации. Владимир Веденеев, впрочем, считает: научить молодого специалиста английскому языку легче, чем развить в нем склонность к аналитике. Поэтому необходимейшее из условий – аналитический склад ума, наличие-отсутствие которого выявляется на многочисленных собеседованиях с работодателем (их число может доходить до 12). Во время разговора задаются неожиданные вопросы: например, сколько стоит определенное лекарство в соседней аптеке или женские колготки в ближайшем подземном переходе. Так проверяется стрессоустойчивость и получается представление об общем кругозоре соискателя. На мнение работодателя могут повлиять странные вещи. «На первом курсе я работал курьером в небольшой инвесткомпании. Мне нравилась математика, я хотел попробовать себя в аналитике, но мне, естественно, не доверяли, – вспоминает представитель профессии. – На корпоративном празднике были устроены соревнования на лодках и делались ставки, кто из брокеров приплывет быстрее. Мой прогноз занял второе место, и отношение ко мне резко изменилось. Вскоре я стал аналитиком».

Штатная ситуация. Как правило, аналитики специализируются в одном из направлений – акциях или облигациях. Те, кто имеют дело с акциями, чаще всего останавливаются на одной отрасли: потребительском секторе, электроэнергетике, телекоммуникациях и т. д. Это дает возможность детально изучить технологию производства, быть в курсе важных корпоративных новостей, т. е. досконально знать сектор и каждую компанию в отдельности, независимо от того, публична она или нет. Таким образом, можно оценить организацию и при необходимости обосновать, как повлияет на ее стоимость то или иное событие. Впрочем, есть аналитики, которые занимаются макроэкономическими проблемами, к примеру, выясняют, как ипотечный кризис в США отразится на строительстве элитного жилья в Подмосковье, и консультируют узкоспециализированных коллег.

Аналитики могут делиться на тех, кто работает на «внешнюю пропаганду» и «внутреннюю разведку». В большинстве инвесткомпаний есть отделы «идеологического вещания». Здесь трудятся так называемые аналитики sell-side, призванные объяснять инвесторам причины рыночных взлетов и падений, делать ежедневные прогнозы и обзоры и тем самым привлекать клиентов. Их деятельность «уравновешивают» «бойцы невидимого фронта», чьи имена обычно неизвестны широкой публике, – аналитики buy-side, работающие в одной упряжке с управляющим активами. На основании советов, предоставляемых аналитиком, портфельные менеджеры решают, как выгоднее поступить с теми или иными ценными бумагами: купить, продать или придержать. «Ситуация, когда прогноз аналитика оправдался и управляющий получил доход, оценивается как штатная, и основные заслуги принадлежат управляющему, – рассказывает Владимир Веденеев, имеющий восьмилетний опыт работы в «индустрии прогнозов». – Но когда актив начинает падать, виноват аналитик. Получается, что нужно не только указать на квартиру, где деньги лежат, но и ключ от нее предоставить. При этом портфельный менеджер с радостью поделится рисками, но не бонусами. Все это богатая почва для анекдотов».

Информация к размышлению. Замечено, что чем моложе аналитик, тем раньше начинается и позже заканчивается его рабочий день, плавно перетекая в следующий. В 6.30 утра он уже сидит за компьютером, просматривает новостные ленты. За день прочитывает пять-шесть газет, посещает бесчисленное количество сайтов и старается быть в курсе всех событий сразу. Аналитик со стажем обращает внимание на газетные заголовки, статьи читает выборочно, по делу заглядывает в информационные системы и на официальные сайты интересующих его компаний. «Умение работать с большим потоком информации зависит не от цепкости ума или каких-то особых талантов, – считает аналитик «Тройки Диалог» Ольга Веселова. – Это навык, который приходит с опытом. Нельзя в течение рабочего дня вникнуть в детали ближневосточного политического конфликта или подготовки к Олимпиаде в Сочи и в то же время быть в курсе новостей своего сектора. Я выработала критерий: входящая информации интересна, если она затрагивает мою отрасль, т. е. касается финансовой сферы. За некоторым исключением я не могу тратить на обзоры больше пятнадцати минут, поэтому отмечаю лишь ключевые пункты и просматриваю все графики, которые часто говорят больше, чем слова».

Особое внимание аналитики уделяют официальным отчетам публичных компаний. Исследование этих документов развивает в представителях профессии умение видеть между строк. «Стандартные отчетные формы содержат вроде бы все необходимые данные, – делится опытом Владимир Виденеев. – Отдельно на нескольких листах выпускается объяснительная записка, в которой вроде бы подробно расписывается, что, откуда и почему берется. Но обычно в таких «пресс-релизах» организация комментирует свои достижения, а спорные моменты предпочитает не афишировать. Поэтому аналитик должен внимательно вглядываться в цифры и понимать, что за ними скрывается».

Компании оставляют за собой право не обнародовать некоторые аспекты деятельности. Тогда аналитики пишут запросы. «Иногда нам отвечают, иногда нет, – комментирует аналитик ГК «Альянс Континенталь» Людмила Дробина. – Если какие-то данные остаются недоступными, мы полагаемся на свое субъективное мнение, и, конечно, закрытость компании может стать негативным фактором при ее оценке».

Фундамент для советов. В работе аналитики основываются на одном из двух видов анализа – фундаментальном или техническом. На фундаментальный анализ новой структуры, по оценкам опрошенных «Ф.» специалистов, может уйти от двух часов до нескольких недель. «Время будет зависеть от того, принадлежит ли она к хорошо знакомой мне отрасли, от прозрачности и доступности информации по компании», – объясняет аналитик ИФ «Олма» Антон Старцев. Подобный анализ предполагает оценку рынка, на котором действует рассматриваемая компания, динамику ее роста, детальное знакомство с финансовой отчетностью. Немаловажен и «личностный фактор»: аналитики тщательно изучают резюме руководителей, их заслуги и стиль управления.

В отличие от фундаментального технический анализ чаще предполагает прогнозирование колебаний рынка в течение дня, недели, месяца. И в среде аналитиков у него больше противников, чем сторонников. «Те, кто занимаются техническим анализом, обычно имеют самые поверхностные знания об отрасли, к которой относится компания, не уделяют внимания технологиям производства, специфике рынка, – возмущается специалист отдела сопровождения дилерских операций БФА Сергей Подузов. – Они просто смотрят на различные графики, ищут закономерности, предполагая, что при схожей расстановке сил событие может повториться. Вероятности таких совпадений посвящено много теорий и книг. Все они напоминают соответствующие теории об игре в казино». Впрочем, иные сторонники фундаментальных исследований допускают, что в инвестиционном бизнесе, особенно в крупных брокерских компаниях, должны быть рабочие места и для специалистов по техническому анализу, строящих наглядные оперативные графики. Работа сразу в двух направлениях позволяет дать клиенту наиболее полную картину.

Многие аналитики единодушны в неприятии интуиции. Некоторые, правда, говорят так: интуиция – это профессиональный опыт, накопленный в подсознании, и считают, что все внезапные озарения следует подвергать тщательному анализу. Интересно, что работодатели и инвесторы, напротив, уповают на сверхъестественные способности, якобы присущие хорошему аналитику. «Об интуиции не принято говорить прямо, – говорит Эльвира Гарифулина. – Но клиенты так или иначе дают понять, что им нужны сотрудники с особым чутьем. Может быть, поэтому на собеседованиях задают странные вопросы?»

КАРЬЕРНЫЙ АНАЛИЗ: Оценка оценщиков

Типичная схема развития «звездного» специалиста – карьерный путь от младшего финансового аналитика до начальника аналитического отдела в ранге вице-президента компании.

Опыт работы около пяти лет в брэндовой компании, как минимум пять человек в подчинении, наличие сертификата CFA. При прочих равных условиях он, по утверждению рекрутеров, может увеличить стоимость кандидата вдвое. Переквалификация внутри профессии и движение по компаниям разной крупности не составит проблем. Поменять «облигации на акции» и наоборот или сменить отрасль можно довольно легко. Причем в крупные российские и иностранные компании охотно берут таких специалистов из небольших отечественных. По данным Cornerstone, аналитик с годом или двумя опыта в инвестбизнесе может рассчитывать на ежемесячный оклад в $2–3 тыс., старший аналитик в среднем получает $4–5 тыс. Плюс бонусы – 50–150% годового дохода. А, по сведениям Antal, руководители департаментов крупных компаний могут рассчитывать на $7–10 тыс. в месяц и на бонус, доходящий до 200% годового оклада.

Известно также, что глава аналитического подразделения в особо «крутых» компаниях может получать больше $1 млн.

***

Пошли три аналитика в лес на охоту, увидели лося. Выстрелил первый – промазал на пять метров влево. Выстрелил второй – на пять метров вправо. Третий долго целился, потом протер ствол тряпочкой, поднял указательный палец и заявил: «Ну, в целом мы попали!»

***

Трейдер аналитику в лифте: «Ну хоть теперь-то ты скажешь точно, вверх или вниз?!»

***

Аналитики предсказали десять из последних пяти финансовых кризисов.

***

Два трейдера отправились в путешествие на воздушном шаре. Вдруг налетел сильный ветер и сбил с курса. Спустившись до высоты 20 метров, они увидели внизу человека:

– Эй, приятель, скажи, куда мы попали?

– Вы на воздушном шаре в 20 метрах над землей.

– Ответ абсолютно точный и совершенно бесполезный. Похоже, мы встретили аналитика?!

– Да. А вы, наверно, трейдеры. Вы никогда не знаете, где находитесь.

Журнал «Финанс.» №39 (225) 15 октября — 21 октября 2007 — Карьера
Татьяна Юкиш

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.