Сергей Михайлов: "Спартак" — это предприятие, которое должно зарабатывать деньги"

О «СПАРТАКЕ»

— Сергей Анатольевич, прокомментируйте информацию о подготовке к выводу акций ФК «Спартак» на биржу. Как вы, будучи членом совета директоров клуба и одновременно профессиональным финансовым управляющим, оцениваете перспективы этого проекта?

— Об этом я могу говорить как потенциальный инвестор «Спартака»: возможно, когда-то его акции приобретут наши фонды. Как зарабатывает деньги футбольный клуб? От продажи футбольных билетов, рекламы, от продажи или аренды игроков, торговли спортивной и клубной символикой на майках, шарфах и так далее. Если доходы любого предприятия превышают расходы, то оно является финансово состоятельным. Как только оно начинает быть финансово состоятельным, мы начинаем его рассматривать как объект инвестиций, потому что оно имеет потенциал роста стоимости.

— Если вы его сегодня таковым рассматриваете, значит, «Спартак» уже финансово состоятелен?

— Еще нет. Мы понимаем, что он имеет динамику в нужном направлении, но по формальным признакам пока купить его не готовы.

— В последние месяцы «Спартак» сделал несколько приобретений: очень дорогой Фернандо Кавенаги, Клементе Родригес, Игнас Дедура, в конце концов новый главный тренер Александр Старков. На какую финансовую отдачу от этих инвестиций вы рассчитываете?

— Пока не могу ничего сказать — еще только купили. Вообще отдача выглядит просто: команда играет хорошо — больше зрителей на нее ходит, она участвует в еврокубках, ей за это платит УЕФА. Надо занимать в чемпионате места с первого по пятое — тогда ты будешь выглядеть более покупаемым с точки зрения и билетов, и игроков, и продажи рекламы.

— Какие кадровые решения планирует клуб?

— Всегда есть позиции, которые касаются формальных собственников и реального менеджмента. Позиция формальных собственников никогда не опережает то бизнес-планирование, которое осуществляется реальным менеджментом. Являясь собственником, я не могу командовать каждый день: кого покупать, кого продавать, когда забивать. Нигде на предприятии собственник не является главным технологом.

— То есть стратегии нет?

— Есть стратегия получать доход. За счет инвестиций в само качество игры: в игроков, тренеров… Если этих игроков и тренеров будет недостаточно, значит, их надо будет продавать или сдавать в аренду и покупать новых.

— То есть, если Кавенаги в ближайшее время не начнет забивать, вы его продадите?

— Почему это надо исключать?

— Проведение IPO клуба — это шанс для его владельцев выйти из неудачного проекта «Спартак» с минимальными убытками или желание повысить ликвидность его акций? Какова цель?

— Я думаю, что это способ сделать клуб известным не только среди болельщиков, но и на финансовом рынке. Всех денег через IPO не соберешь. Цель любой публичной компании — это котировки, известность.

— Что даст владельцам эта новая известность и без того известного клуба?

— Появятся новые способы привлечения денег: получение кредитов, продажа долговых обязательств, акций.

— Получение кредитного рейтинга?

— А почему нет? Футбольный клуб — это предприятие, юридическое лицо с весьма стандартной инфраструктурой. В нем есть бухгалтерия, юридический отдел, отдел маркетинга и продаж. Это предприятие должно уметь зарабатывать деньги и продавать свой товар. Товар — это игра.

— Александру Старкову как «главному технологу», а скорее наемному топ-менеджеру предприятия «Спартак» вы ставите четкие формальные планы качества этого «товара»?

— Хотелось бы первое место.

— Про параметры IPO что-то можете сказать?

— Может быть, через полгода-год. Над этим сейчас работают инвестиционные консультанты.

О СВЕРХДОХОДНОСТИ

— За последний год стоимость пая вашего закрытого фонда «Медиа-инвест» выросла более чем на 160%. При этом, например, только за март 2003-го и декабрь 2002-го — в два с половиной раза. С чем это связано?

— Только с переоценкой активов. Фонд нужен для того, чтобы иметь структурированную систему управления неким количеством профильных активов. «Медиа-инвест» — это медиаактивы. Наша УК управляет финансовой составляющей этого процесса: участвует в бизнес-планировании и подборе кадров, инвестициях в интересующие медиабизнес проекты и тем самым обеспечивает рост стоимости активов. А переоценка — это формальная процедура, которая происходит раз в полгода.

— То есть вы ищите для покупки настолько недооцененные объекты, что их формальная переоценка через полгода может дать полутора-двукратный прирост?

— Мы ищем объекты с высоким потенциалом роста.

— А что это были за объекты?

— В «Медиа-инвест» входят «Русская медиагруппа», «Известия», телеканал «М1″…

— Может ли сторонний частный инвестор поучаствовать в этом празднике?

— Да. Правда, речь может идти об институциональных инвесторах, которые могут работать вдолгую. Пишется заявление в нашу компанию о намерении вступить в фонд. Я довожу это до собрания пайщиков, которые принимают решение. Ни один закрытый фонд сегодня не закрыт для входа новых инвесторов.

О НЕДВИЖИМОСТИ

— Вы возглавляете еще и компанию «Менеджмент-консалтинг». Фонд «Жилищное строительство» под ее управлением инвестирует в объекты, возводимые компанией «Стройметресурс». Он был создан как раз в то время, когда у СМР начались финансовые проблемы. Как связаны эти события?

— Никак не связаны. Фонд «Жилищное строительство» был создан гораздо раньше, в октябре 2003 года, и в это время существенных проблем у «Стройметресурса» не было. Естественно, у строителей иногда возникают сложности, связанные с падением стоимости жилья или с привлечением кредитов. Этим летом все и совпало: тут и банковский кризис сыграл роль, и ожидания населения, связанные с планами правительства по созданию рынка доступного жилья. На этом фоне у «Стройметресурса» и случился кризис. Такие кризисы бывают, наверное, у многих — ничего необычного в этом нет.

— И кто же стал инвестором фонда?

— Основными инвесторами были структуры, входящие в сам СМР. При первичном размещении они все паи и купили.

— Зачем же им понадобился фонд?

— Видимо, как некий дополнительный инструмент привлечения средств. И не столько из ритейла, сколько от крупных инвесторов.

— Такие сторонние инвесторы нашлись?

— Да, с вторичного рынка было привлечено около $2 млн.

— И как с тех пор выглядит динамика активов ПИФа?

— Стоимость этих активов падает в силу того, что ликвидность жилья падает. Так же как на рынке акций: не все же всегда растет. Есть технологии достраивания этих объектов и их продажи в будущем. Мы этим занимаемся. Да, те, кто надеялся быстро получить доход, будут разочарованы. Но мы не имеем цель закрыть фонд, зафиксировать убытки — продолжаем с ним жить и работать. У нас в фонде есть претензии на известное количество активов по известной стоимости — конкретные жилые дома в той или иной степени готовности. С нашим участием или с привлечением кредиторов на эти объекты мы их достроим и продадим. Получим средства и будем рассчитываться с пайщиками.

— Но кто даст деньги под СМР?

— Этого девелопера можно поменять. Снизив риски отношений с ним, легче будет привлекать и средства новых инвесторов или кредиторов. В итоге дома все равно будут достроены и проданы.

— На какой стадии находятся объекты?

— На разных. Есть 11-й этаж из 12, есть 8-й…

— Много из них заморожено?

— Где как.

— Вы собираетесь выводить паи «Жилищного строительства» на биржу. Когда?

— Как только оценим ликвидность этих объектов и разберемся с ценообразованием в этот кризисный период, так и будем выводить — месяца через два-три.

— Сегодня паи уже трех закрытых фондов торгуются на бирже. Насколько это ликвидный инструмент?

— Это зависит от объема паев, обращающихся на рынке. Вы попробуйте купить все предлагаемые паи и на следующий день их все продать. Объемов скорее всего нет. Если вы крупный инвестор, вам будет очень сложно через биржу найти покупателя на весь свой пакет. Купить сможете, а продать — вопрос.

Журнал «Финанс.» № 41 (82) 1-7 ноября 2004 — Компании
Беседовал АНТОН КУЗИН

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.