«Что покупаем, что продаем?»

История с продолжением. Несмотря на то что российский финансовый рынок за последние 15 лет совершил бурный скачок в развитии инфраструктуры, частенько в трейдерские отделы финансовых компаний и банков звонят молодые люди и бодрым голосом спрашивают: «Что покупаем, что продаем?»

Это междилерские брокеры (inter dealer), которые готовы оказать помощь в покупке или продаже финансового актива. Ими охвачены, что неудивительно, в первую очередь внебиржевые рынки, такие как кредитный, валютный, еврооблигаций, редких акций. Но при этом они готовы организовать сделку еще и на ведущих торговых площадках.

Биржевой телефон. Адресные биржевые сделки подразумевают, что заинтересованная сторона ищет контрагента самостоятельно. Участники этого рынка, как правило, уже установили связь друг с другом по телефону или ICQ. Но все-таки место междилерским брокерам нашлось, и их услуги оказываются востребованными профессиональными операторами.

Впрочем, их деятельность в большей степени напоминает не брокерскую, а риэлторскую или информационную, а главным инструментом в работе является телефон. Они аккумулируют заявки на финансовые сделки «настоящих» брокеров и подбирают им контрагентов. После того как схема биржевой операции проработана и ее условия со всеми сторонами согласованы, им раскрываются имена контрагентов. Участники сделки могут провести ее как в биржевом «стакане», так и внесистемными (адресными) заявками. Таким образом, посредник участия собственными деньгами или ценными бумагами в ней не принимает, но вскоре выставит счета контрагентам на оплату информационных услуг. Причем, как и риэлторы, телефонные брокеры могут проработать сделки с несколькими участниками – подобрать «альтернативу». По словам генерального директора ИФГ «Партнер» Сергея Мурафера, его компания иногда пользуется услугами информационных посредников для построения «связок» по опционам FORTS.

Это предполагает одновременную куплю-продажу нескольких контрактов для реализации определенной торговой стратегии, что по котировкам в биржевых «стаканах» не всегда возможно. Существенный плюс такой схемы – возможность реализовать стратегию, оперируя порой более крупными суммами, чем позволяет ликвидность биржевого рынка. И информационный брокер может это обеспечить. Впрочем, аналогичным образом можно совершить и рядовую сделку по цене более выгодной, чем в «стакане», или в объемах, выходящих за рамки среднестатистических.

Другой точкой приложения усилий телефонных брокеров является рынок репо. Как рассказывает риск-менеджер ИК «Элтра» Дмитрий Соснин, если необходимо, например, занять денег под обеспечение некоторых акций, то можно, конечно, самому обратиться в другие компании. Но при этом придется платить контрагенту за кредит. А можно те же самые акции предложить «в репо» телефонному брокеру, и если он подберет клиента, то платить за кредит будет уже последний. Кроме этого через информационного посредника намного проще и быстрее найти деньги под залог низколиквидных акций.

Среди московских телефонных брокеров наиболее известны следующие: Независимая финансовая брокерская компания (НФБК), «Адикс», Проект развития брокерских технологий (ПРБТ), London Tradition, Garban-Intercapital, GFI, Tullett Liberty. Некоторые из них являются иностранными и специализируются в России только на отдельных сегментах финансового рынка. Крупных брокеров, например «Адикс», участники рынка даже называют по аналогии с биржами торговыми площадками.

Внебиржевая стихия. Самый объемный из внебиржевых – это рынок межбанковских кредитов (МБК). По оценкам участников, в день на нем совершается сделок на сумму порядка 200 млрд рублей (без учета валютных кредитов), а представитель компании НФБК подтвердил особый интерес к нему телефонных брокеров. Несмотря на то что многие банки имеют терминалы Reuters, для ведения переговоров и совершения сделок МБК, по словам начальника отдела депозитно-конверсионных и срочных операций Промсвязьбанка Александра Смирнова, большинство участников пользуется услугами информационных брокеров. Банки «первого круга» совершают сделки и напрямую друг с другом, но тем не менее через телефонных посредников много сделок заключают даже они. Среди причин главной называется высокая скорость подбора контрагента и соответственно заключения сделки.

Лидерами по оборотам среди таких брокеров участники выделяют НФБК, «Адикс» и ПРБТ. Последняя компания, кстати, является соорганизатором проекта RTS Money, запущенного в РТС с целью организации межбанковского денежного рынка.

Отдельно стоит отметить востребованность информационных услуг при работе с неликвидными и редкими акциями. По словам заместителя директора ИФ «Олма» Алексея Быстрова, обращение к телефонному брокеру может помочь в случае покупки бумаг, которые не торгуются на биржах и не представлены даже в системе RTS Board. Интересно, что иногда в аналитических исследованиях эмитентов таких акций в качестве рыночной цены рассматриваются котировки, озвучиваемые телефонными брокерами.

Еврооблигации в Москве. Крупным внебиржевым сегментом является также рынок еврооблигаций РФ и других стран. Причем, по информации от игроков этого сегмента, спрос на бонды Бразилии, Мексики, Аргентины со стороны российских клиентов стабилен. Во многом это связано с их высокой волатильностью, что вызывает интерес у спекулянтов. Для организации сделок телефонные брокеры поддерживают связь с такими крупными западными компаниями, как J.P. Morgan, Morgan Stanley по телефону и через терминалы Reuters. Если речь идет о еврооблигациях РФ, то наибольшей ликвидностью и соответственно привлекательностью обладает выпуск с погашением в 2030 году, а стандартный объем сделки составляет $2 млн.

Лица и орудия труда. Телефонные брокеры работают во всех странах с развитыми финансовыми рынками, обслуживая оптовых клиентов или оказывая эксклюзивные услуги в розницу.

Однако в Москве они не стремятся к афишированию своих услуг и избегают контактов с прессой. По немногочисленным словам их представителей, в рекламе они не нуждаются, а те, кому надо, о них и так знают. В этом действительно есть своя логика. Круг их клиентов не слишком большой, и телефонные брокеры сами стремятся установить тесный контакт с ними, регулярно обзванивая и собирая информацию о спросе и предложении. Причем интенсивное общение влетает им «в копеечку». К примеру, НФБК недавно расширила свою систему связи до 400 линий, модернизация обошлась в $60 тыс. С крупным клиентом телефонный брокер поддерживает контакт непрерывно. Рабочий день в компании начинается с их обзвона и «завешивания» на линии – голосовая связь держится постоянно. Причем компании, оказывающие услуги на рынке еврооблигаций, «завешивают» и иностранных брокеров, находящихся, например, в Лондоне.

Другим важнейшим инструментом в этом бизнесе являются личные отношения с клиентами. Особенно показательны в деле «выгуливания» клиентов НФБК – на празднование Нового года они собрали более 2000 человек, что свидетельствует и о финансовых возможностях компании.

И наконец, в информационном бизнесе важен кадровый вопрос. Так, участники рынка говорят, что ранее очень известный телефонный брокер IDBH свернул дела и ушел с рынка из-за того, что НФБК переманила у него ключевых сотрудников.

СТОИМОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ ТЕЛЕФОННЫХ БРОКЕРОВВид операцииТариф

Организация сделки с низколиквидными акциями $20-50

Организация сделки с опционами в Forts$20-50 при объеме сделки 2-3 тыс. контрактов

Поиск контрагента для сделок с векселемДо $10 вне зависимости от стоимости векселя

Поиск контрагента для сделок репо на биржевом рынке акций0,1% годовых от суммы кредита

Организация сделки на рублевом рынке МБК0,1% годовых от суммы кредита

Организация сделки с еврооблигациями$200 при сумме сделки в $2 млн

По данным компаний

Журнал «Финанс.» № 7 (144) 20-26 февраля 2006 – Финансовые рынки
Константин Илющенко