Александр Мечетин: «Из-за нелегального алкоголя государство теряет свыше $1 млрд ежегодно»

Александр Анатольевич, какие существенные изменения произошли на рынке алкоголя за последний год?

– На рынке крепкого алкоголя и конкретно на рынке водки сложилась следующая ситуация. Общее потребление водки составляет около 180–185 млн декалитров (дал). Из них около 40 млн дал приходится на нелегальный рынок, 5–7 млн дал импортный алкоголь, главным образом брэнды Nemiroff, «Мягков», Absolut и Finlandia. И около 130–140 млн дал, – а в этом году, думаю, будет и больше – это водка, произведенная в России.

Что ждет рынок в будущем году, и как он будет развиваться?

– Производство российских компаний растет. По сравнению с 2006 годом прирост составит порядка 10%. Но говорить о росте потребления не приходится – оно остается на прежнем уровне и даже немного снижается. Это общий срез. Если говорить о российских производителях, то, на наш взгляд, лидирующие компании, помимо «Синергии» это – «Русский алкоголь», московский «Кристалл», «Веда», а также крепкие региональные производители «Татспиртпром» и «Башспирт». Что касается тенденций и трендов, то следует отметить, что рынок становится более премиальным: мы видим смещение фокуса с сегмента дешевой водки в сторону стандартной водки и лоу-премиальной водки.

Тем самым вытесняется «серый» продукт.

– Да, вытесняется. Увеличивается также рынок премиальной водки. Очевидно, это связано с тем, что растут доходы населения и потребители готовы платить за хороший продукт. Это положительная тенденция. Даже если сократится количество потребляемого алкоголя, но покупатели будут готовы платить больше за качественный алкоголь, то производители от этого только выиграют. Такая ситуация позитивна для всех. С рынка уходит «серый» алкоголь, остается легальный и качественный. Растут доходы производителей и государства, а главное – это положительно сказывается на здоровье людей.

А какова ситуация с нелегальным алкоголем?

– Ситуация с ним достаточно стабильна на протяжении уже нескольких лет. Мы надеемся, что государство будет применять еще более жесткие меры к нелегалам. Основными выгодоприобретателями этих мер являются легальные производители, государство и общество в целом. Государство зарабатывает с одной легально произведенной бутылки в среднем около 40 рублей. И если мы говорим о 40 млн дал нелегального крепкого алкоголя, то получается, что государство недополучает более $1 млрд в год в виде налогов и акцизов. Мы видим, что на Украине, где нет нефтяного бюджета, государство более жестко относится к нелегалам. В результате там быстрее идут процессы консолидации, быстрее наводится порядок. И мы считаем, что в этом существенный запас роста и для российской алкогольной индустрии.

Удалось ли рынку преодолеть последствия системного кризиса, который был в прошлом году?

– Я бы не называл это системным кризисом. Он был связан с внедрением Единой государственной автоматизированной информационной системы – ЕГАИС. Я считаю, что ЕГАИС – это верная базовая идея, мы должны двигаться к управлению алкогольным рынком через информационные методы, информационные системы, на базе которых можно строить администрирование отрасли. Это правильный современный подход, но мы получили кризис, связанный с поспешным и непродуманным внедрением, а также с плохой организацией процесса и изъянами в программном обеспечении. Но кризис закончился. Алкогольная индустрия полностью восстановилась и уже показала рост по отношению к 2006 году. Я надеюсь, что в 2007 году мы покажем рост даже по отношению к 2005, который был бескризисным.

Как вы относитесь к идее государственного регулирования алкогольного рынка?

– Здесь есть два пути. Первый – национализация отрасли.

Но это уже было…

– Было и можно сказать, что де-факто национализация не работает. Дело в том, что наша ликеро-водочная промышленность – это отрасль брэндов. В цепочке создания стоимости спиртовые составляющие очень низки. Поэтому государству невыгодно национализировать отрасль. По факту, все, на чем может сконцентрироваться государство, – это спиртовое производство. Но уже сейчас более 50% производства спирта находится под госконтролем, а результата нет. Отсюда вывод – нужна тонкая настройка, топорные методы здесь не проходят. На мой взгляд, ЕГАИС – вполне рабочая система, хотя она не простая и внедрять ее нужно не так быстро. Может быть, необходимо инвестировать государственный ресурс, возможно, создать некую государственную компанию, которая будет заниматься программными вопросами и вопросами внедрения. Но это того стоит. Если мы говорим об $1 млрд ежегодных потерь, то имеет смысл инвестировать $50–100 млн в программные технологии учета и передачи данных. Главная проблема заключается в том, что в ЕГАИС должна быть включена розница. Иначе ни контроль ликероводочных заводов, ни контроль спиртовых производств не дадут результата. Только когда в ЕГАИС будут магазины, система станет эффективной.

Это небольшой срок. Будет ли, на ваш взгляд, проходить дальнейшая консолидация на алкогольном рынке? Если да, то как быстро и до какой степени? А если нет, то почему?

– Интересный вопрос. Безусловно, консолидация на алкогольном рынке проходить будет. Она уже идет. Если пять лет назад количество производителей превышало 300 компаний, то сейчас их осталось чуть более ста. Есть несколько объективных факторов консолидации. Прежде всего, растут барьеры на вход в отрасль. Сегодня производить и продавать водку становится все более дорогим занятием: для того чтобы выпустить продукт и поставить его на полки, производителю необходимо затратить $2–3 млн.

Пресечение государством нелегального производства также способствует консолидации – некоторые компании зарабатывали на «серой» водке, а теперь они начали исчезать. Также важным фактором является снижение административных преград на вход в регионы.

Увеличение потребления более дорогого алкоголя – это еще один фактор, способствующий консолидации. Благодаря этой тенденции на российский рынок начинают приходить западные игроки. Пока наш рынок был разобщенным, «серым» рынком, на котором в основном реализовывался низкоценовой сегмент, международным компаниям было не интересно на нем работать. А сейчас ситуация меняется коренным образом.

Расскажите, как создавалась группа «Синергия». Ваша компания за короткое время стала одним из лидеров алкогольного рынка. Что способствовало такому быстрому росту?

– Способствовало, прежде всего, понимание процессов, которые происходят на рынке. Мы считаем, что первая пятерка через пять лет будет контролировать 70% рынка. И мы хотим быть в этой пятерке, предпринимая для этого значительные усилия.

Основной фактор нашего роста – это четкая и ясная ориентация на консолидацию и использование всех финансовых и управленческих инструментов для реализации этой стратегии. При этом мы декларируем высокий уровень открытости.

Совсем недавно вы разместили облигационный заем и приобрели завод «Традиции качества». Какое значение эти события имеют для вашей компании?

– Это уже второй облигационный заем – первый, дебютный, мы провели в прошлом году. На наш взгляд, дебют был успешен. В 2007 году мы вернулись на финансовый рынок для проведения второго облигационного займа и на рыночных условиях полностью разместили ценные бумаги на сумму 2 млрд рублей. Второй заем решал две стоящие перед «Синергией» задачи: реструктуризацию нашей задолженности и финансирование инвестиционной программы, включающую в себя развитие брэндов и сделки в области M&A. Завод «Традиции качества» – хорошее и важное приобретение. Прежде всего, из-за выпускаемого этим заводом водки «Беленькая». Мы планируем сделать рестайлинг этого брэнда, а затем провести агрессивные маркетинговые инвестиции. Вторым активом купленного завода являются производственные мощности – это седьмое предприятие в структуре холдинга, обладающее современным оснащением и возможностью резко нарастить объем производства при незначительных инвестициях.

Помимо «Беленькой», у вас в активе появился еще «Азъ». Какая судьба его ожидает?

– У нашей компании достаточно сбалансированный портфель брэндов, который можно разбить на две части. Первая – региональные водки, к которым существует лояльность местных потребителей, доверяющих заводам-производителям. Вторая часть – это федеральные брэнды, которые мы активно продаем по всей стране. Начнем с ультра-премиального сегмента – «Белуга – золотая линия» и «Белуга классическая». Эти водки показывают очень хорошую динамику развития. Лоу-премиальный брэнд – водка «Русский лед». Здесь также присутствует положительная динамика развития. Между этими продуктами мы, после рестайлинга, планируем поставить «Азъ». Далее в сегменте «Стандарт» идет водка «Беленькая». А в экономичном сегменте мы представлены водкой «Государев заказ». Все наши федеральные марки показывают хороший рост. Кроме того, «Синергия» работает над разработкой новых брэндов, которые будут постепенно выводиться на рынок.

Журнал «Финанс.» №37 (223) 01 октября — 07 октября 2007 — Алкоголь
Олег Максименко

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.