О дорогах

Проблема России – отсутствие дорог. Мы экономически задыхаемся в инфраструктурном коллапсе. Не только Москва и Питер, другие города тоже стоят в пробках. Саратов, Новосибирск, Тюмень…

От Москвы до Владивостока по асфальту доехать нельзя. Задача минимум – сделать нормальную дорогу через всю страну, а от нее – ответвления до крупных населенных пунктов. Задача максимум – сделать как в Штатах, где дорожная инфраструктура развита идеально. После того как в Америке было принято стратегическое решение строить дороги, экономика перешла на другой качественный уровень, это совершенно очевидно.

Дело не в том, что трасса от Москвы до Владивостока понадобится многим. Вокруг дорог создается жизнь. Сначала – заправки и шашлычные, потом – деревни и города. МКАД, кольцевая вокруг Питера буквально обрастают бизнесами. Рядом с автобанами можно строить заводы, потому что сырье и продукцию возить быстрее.

Само по себе строительство занимает много трудовых ресурсов. Конечно, за копейки работать никто не хочет. Но, имея такой стабилизационный фонд, мы можем позволить себе платить хорошо. Если платить по 30–50 тыс. в месяц, пойдут нормальные работники.

Как убрать воровство при строительстве дорог? Это международная практика, как я понимаю. По оценкам моих зарубежных коллег, у них откаты составляют от 10 до 30 % от реальной сметы, у нас – по слухам – 100%. Бороться нужно за то, чтобы эти 100% перевести в 30%, а потом даже в 10%, возможно. Полностью искоренить это нельзя, система откатов будет всегда. Но воровать надо меньше.

Журнал «Финанс.» №48 (234) 17 декабря – 23 декабря 2007 – Особое мнение