Напомним, что в январе правительственная комиссия под руководством Виктора Христенко приняла решение о введении моратория на поставку нефти в Вентспилский порт по трубопроводам. В Латвии называют отказ «Транснефти» поставлять сырую нефть в порт Вентспилс политическим давлением. Но это не так. Перевалка тонны нефти через Латвию обходится на $0,7 дороже, чем через терминалы Приморска. Кроме того, по данным «Транснефти», для запуска вентспилского направления в трубопровод нужно вложить $143 млн. После запуска в конце 2001 года первой очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС) и модернизации российских портовых мощностей на Балтике (Приморск, Высоцк, Санкт-Петербург, Усть-Луга) появилась возможность уменьшить зависимость российского экспорта от стран Балтии. В 2002 году перевалка российского «сырца» через латвийский порт сократилась с 3,7 млн тонн в первом квартале до 1 млн тонн в четвертом (всего незамерзающий порт Вентспилс может обрабатывать более 16 млн тонн сырой нефти и 12 млн тонн нефтепродуктов).
Премьер-министр Латвии Эйнарс Репше жестко раскритиковал Россию. «Транзит нефти был прекращен Россией по политическим мотивам», — заявил глава кабинета министров Латвии.
Недовольными оказались и русские нефтяники. Президенты пяти нефтяных компаний («ЛУКОЙЛ», «ЮКОС», ТНК, «Роснефть» и «Сургутнефтегаз») в письме на имя председателя Правительства РФ Михаила Касьянова выступили за отмену моратория. По мнению главного редактора информационного агентства REGNUM Модеста Колерова, это письмо явилось следствием лоббистских усилий Латвии.
В конце концов «Транснефть» все-таки согласилась открыть кран для Вентспилского порта в обмен на обещание продать российской стороне пакет акций Ventspils Nafta. Однако 13 марта премьер-министр Латвии заявил, что в 2003 году не стоит ожидать приватизации нефтеналивного терминала. В ответ на это российское правительство 17 марта внесло изменения в распоряжение от 2 ноября 2001 года по проектированию и строительству второй очереди БТС. Согласно документу, планируется увеличить мощность БТС с 12 млн тонн нефти в год до 30 млн тонн (вместо проектных 18 млн тонн). Правительство РФ также поставило задачу «Транснефти» на последующих этапах строительства БТС добиться мощности в 50 млн тонн нефти в год. По оценкам президента трубопроводной монополии Семена Вайнштока, на строительство второй очереди понадобится около 18 месяцев. Это позволит довести пропускную способность порта Приморск до 42 млн тонн нефти в год. Однако российские нефтяники, не дожидаясь ввода новых транзитных мощностей, переключились на перевозку нефти в Вентспилский порт по железной дороге. В январе объем этих поставок составил около 2 млн тонн нефти, что почти на 60% больше, чем за аналогичный период 2002 года.
Министр иностранных дел Латвии Сандра Калниете направила письмо комиссару ЕС по вопросам внешних связей Крису Паттену, в котором просила членов Европейской комиссии (ЕК) обратить внимание на сокращение поставок российской нефти через латвийские порты. Крис Паттен ответил, что этот вопрос будет обсуждаться на ближайшем заседании комитета ЕК по энергетике. Одновременно глава МИД Латвии заявила, что правительство изучает механизмы, с помощью которых можно блокировать вступление России в ВТО.
Политическое руководство РФ не отреагировало на эти заявления. Хотя могло это сделать. «У правительства России, с учетом возможностей администрации президента, есть все необходимые инструменты и полномочия для защиты национальных интересов», — считает президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский. В сентябре парламенты стран Евросоюза должны ратифицировать договор о вступлении Латвии в ЕС. Однако Россия может использовать окрепшие связи с Германией и Францией и косвенно повлиять на сроки вступления Латвии в ЕС. После того как Латвия инициировала письмо от имени 10 стран — кандидатов в НАТО в поддержку войны в Ираке, президент Франции Жак Ширак заявил: «Если они хотели уменьшить свои шансы на вступление в ЕС, то не могли придумать для этого лучшего способа».
У РФ есть и экономические рычаги влияния на Латвию. «Итера» и «Газпром» контролируют 50% акций Latvijas gaze. Можно использовать и ресурсы РАО «ЕЭС», которое продает Латвии электроэнергию. Однако Россия не спешит. Директор Института политических исследований Сергей Марков считает, что России необходимо жестче отстаивать собственные экономические и политические интересы во взаимоотношениях с Латвией. В противном случае Латвия и дальше будет проводить политику «легкого апартеида» в отношении русскоязычных людей и пытаться диктовать России свои условия на международных рынках.
Журнал «Финанс.» № 4 (24-30 марта 2003) — Экономика
Александр Моисеенко
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.