Отдать и получить

Петербургское правительство пересмотрело перспективный финансовый план города на 2007-2009 годы. Невероятные в последние годы темпы поступлений в казну позволили городским властям повысить прогноз бюджетных доходов: в 2009 году они должны составить 231 млрд рублей, что почти в три раза больше, чем в 2003 году, когда кресло губернатора заняла Валентина Матвиенко. А поставленную в том же 2003 году президентом Владимиром Путиным задачу по удвоению ВВП Петербург решит не за положенные десять лет, а всего за четыре года: валовой региональный продукт (ВРП) вырастет в два раза уже к концу следующего года. В чем секрет петербургского феномена?

Став два с половиной года назад губернатором, Валентина Матвиенко получила от своего предшественника Владимира Яковлева непростое наследство. Его можно сравнить с состоянием самого города после прошедшего в мае 2003 года празднования 300-летия Северной столицы. Тогда перед визитом почти полусотни лидеров ведущих мировых держав в городе в спешном порядке были обновлены здания в центре — правда, лишь их фасады. По сравнению с другими российскими регионами город обладал определенной финансовой устойчивостью, но для покраски оставшихся стен требовался серьезный рывок: значительные денежные вливания, которые позволили бы развивать инженерную инфраструктуру, ускорить строительство кольцевой автодороги, комплекса защиты от наводнений, новых станций метрополитена и т. д.

Бумажные стандарты. Перед своими подчиненными Валентина Матвиенко поставила задачу разработки программы социально-экономического развития (СЭР) мегаполиса. Программа должна была решать стоящие перед Петербургом проблемы (бюджетные, инвестиционные, социальные и т. п.) системно. Главная же ее цель, как заявил «Ф.» в интервью председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Петербурга Владимир Бланк, «чтобы к 2008 году качество жизни в Петербурге было на уровне новых членов Евросоюза — стран Восточной Европы: Чехии, Словакии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии» («Ф.» № 23, 2005). И такой документ действительно появился. В нем были прописаны планы города достичь не только принятых в Европе экономических параметров (среднедушевые месячные доходы, ВРП в расчете на одного жителя и др.), но и вполне бытовых — например, времени ожидания автобуса на остановке или приезда «скорой помощи» после вызова.

Обнародование программы социально-экономического развития, содержавшей, в частности, декларации о равном отношении Смольного ко всем хозяйствующим субъектам и намерении поддерживать малый бизнес, стало едва ли не самым позитивным итогом первого года работы команды Валентины Матвиенко, так как повышало привлекательность города в глазах инвесторов, раскрывало его потенциал, показывало направление движения.

Но очень быстро стало ясно, что амбиции губернатора программа удовлетворит лишь отчасти. И Валентина Матвиенко стала действовать жестко и решительно. Программа СЭР утверждена, но ни в бюджет-2005, ни в бюджет-2006 не заложены деньги на ее реализацию. Для губернатора гораздо важнее оказались амбициозные проекты, а не кропотливая системная работа. В результате Валентина Матвиенко решила по максимуму задействовать свой главный ресурс — доступ в самые высокие кремлевские кабинеты. Благодаря этому Северная столица в отличие от времен губернаторства Владимира Яковлева стала без проволочек получать средства из федерального бюджета на строительство кольцевой автодороги, дамбы и метро.

Это позволяло ликвидировать долгострой, но не решало главную проблему — наполнения городской казны реальными деньгами. Ставка была сделана на привлечение в город масштабных инвестиций и переманивание крупных налогоплательщиков из других регионов.

В части инвестиций Валентине Матвиенко очень помогли поездки в азиатские страны в составе кремлевско-правительственных делегаций. Визит в Шанхай, например, способствовал появлению на карте города так называемого Китайского квартала. Речь идет о проекте «Балтийская жемчужина» стоимостью $1,25 млрд, предусматривающем строительство пулом инвесторов из Китая многофункционального комплекса с жилыми кварталами и бизнес-центрами на юго-западе Петербурга — своего рода города-спутника. За год, прошедший с момента подписания соглашения с китайской стороной, город не успел даже расчистить площадку для строительства (а это 180 га), не говоря уже о подведении коммуникаций, но «Балтийская жемчужина» по-прежнему считается петербургским «проектом века».

Второй готовящийся крупный инвестпроект в городе родился в ходе визита Валентины Матвиенко в Токио. Японская Toyota намерена построить в промзоне «Шушары» завод по сборке автомобилей марки Camry. Этот проект пока также находится в стадии обустройства инженерной инфраструктуры, но сомнений в его реализации нет.

Наконец, в конце апреля о выборе Петербурга в качестве площадки для строительства завода объявил другой японский автомобильный концерн — Nissan. По данным «Ф.», к аналогичному решению может склониться и General Motors. Какой только столицей не хотели сделать Петербург прежние его руководители — и банковской, и туристической, и культурной. Валентина Матвиенко решила превратить его в автомобильный центр.

Черная зависть. Возникает вопрос, хватит ли у кажущегося компактным Петербурга площадей для строительства такого большого количества промышленных гигантов, если активность губернатора не пойдет на убыль. Ведь Bosch в городе строит предприятие по производству холодильников, Elcoteq — завод по производству электроники и т. п. На самом деле площадей у Петербурга достаточно. Москвичи напрасно считают, что живут в самом большом городе страны. По населению — да, но не по территории. Площадь Петербурга составляет 1439 кв. километров, а это на треть больше, чем занимает столица (1081 кв. км). Находящиеся на значительном удалении от центра города Петродворец, Ломоносов, Пушкин, Павловск, Сестрорецк и Колпино административно входят в границы Петербурга, чего не скажешь о ближайших пригородах Москвы. Строительство автозавода вблизи парка «Петергоф» выглядит, конечно, кощунством (и пока на это никто не претендует), но у Валентины Матвиенко и без исторических мест достаточно площадей для размещения десятков крупных предприятий. В наследство от советских времен Петербургу досталось много промзон, в том числе и заброшенных.

Это, кстати, вызывает плохо скрываемое раздражение у соседней с Петербургом Ленинградской области. Взяв на вооружение больше десяти лет назад политику предоставления налоговых послаблений для крупных¤инвесторов,¤власти Ленинградской области привлекли на свою территорию заводы Ford и Philip Morris. Но, ведя параллельно с Петербургом переговоры со всеми инвесторами, заинтересованными в открытии новых предприятий в регионе, область в последние годы неизменно проигрывает.

Вице-губернатор Ленобласти Григорий Двас предложил прокуратуре проверить обоснованность инвестиционно-бюджетной политики мегаполиса. Для привлечения $140 млн от Toyota было принято решение вложить сопоставимый объем ($100 млн) бюджетных средств в создание инфраструктуры в Шушарах, где завод будет построен. «За сколько столетий окупятся эти 100 миллионов?» — возмущался Григорий Двас. Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков впоследствии осудил своего заместителя за резкие высказывания, скандал был замят, но, по сути, он был просто переведен из публичной плоскости в подковерную. За Nissan Ленинградская область боролась не менее ожесточенно, чем за Toyota, но из-за отсутствия мощного политического рычага в Москве снова проиграла.

В конце прошлого года Валентина Матвиенко объявила «крестовый поход» не только за иностранными инвесторами, но и за российскими. Правда, отечественные инвестиции Смольному интересны не столько в плане вложений в производство, сколько в виде прямых поступлений налогов в бюджет за счет перерегистрации крупнейших российских компаний в Петербурге. Первой ласточкой стал Внешторгбанк, поменявший московский юридический адрес на петербургский. Почин поддержали авиакомпания «Трансаэро», «Транснефтепродукт» и создаваемая «Газпромом» на базе «Сибнефти» «Газпромнефть». На очереди — «Совкомфлот» и еще одна «дочка» «Газпрома» — крупнейшая нефтехимическая компания страны «Сибур».

За исключением «Трансаэро», все перечисленные предприятия контролируются государством, и несложно догадаться, что именно — личное обаяние Валентины Матвиенко или «рекомендации» Кремля — стало решающим обстоятельством для смены ими прописки. Но так или иначе уже в нынешнем году петербургская казна может пополниться дополнительными 15-25 млрд рублей поступлений при общем запланированном объеме доходов бюджета-2006 в 147,1 млрд рублей.

Морковка за $2 млрд. Переговоры со всеми компаниями о перерегистрации в Петербурге прошли довольно гладко. Исключение составил лишь «Газпром», который в случае перевода штаб-квартиры «Газпромнефти» из Омска в Петербург лишал бы Омскую область почти половины доходов регионального бюджета. Глава газового концерна Алексей Миллер вхож в высокие кремлевские кабинеты не хуже петербургского губернатора, и потому его позиция на переговорах с Валентиной Матвиенко была беспрецедентно жесткой. В обмен на 15-17 млрд рублей в год налоговых поступлений «Газпромнефти» он потребовал строительства за счет городского бюджета административного делового центра для всех петербургских структур «Газпрома» (не только для бывшей империи Романа Абрамовича, но и для «Лентрансгаза» и «Сибура»).

Такой проект обсуждался и раньше. Он предусматривал строительство на правом берегу Невы напротив Смольного ряда бизнес-центров общей площадью свыше 1 млн кв. метров, в том числе 300-метрового офисного здания — по сути первого петербургского небоскреба («Газпром-Сити»). Но до поры до времени предполагалось, что собственником здания станет тот, кто профинансирует его строительство. То есть если бы нагрузка по финансированию легла на Смольный, то он, став собственником самого крупного в городе бизнес-центра, ежегодно получал бы от арендаторов, включая структуры «Газпрома», значительные суммы в бюджет.

Но Алексей Миллер сумел в последний момент «додавить» Валентину Матвиенко. Он добился того, что финансировать строительство Петербург будет за свой счет, 60 млрд рублей на проект будут выделяться в течение десяти лет (по 6 млрд рублей в год) в виде субвенций из городского бюджета, при этом собственником комплекса станет газовый концерн. О бюджетных инвестициях в таком объеме, причем в пользу далеко не самой бедной компании страны, не знала даже куда более богатая Москва. Тем не менее соответствующий петербургский закон был принят Законодательным собранием в первоочередном порядке и к 31 марта (дню заседания совета директоров «Газпрома», когда решался вопрос о перерегистрации «Газпромнефти» в Петербурге) был подписан губернатором. На прошлой неделе была учреждена компания «Газпромнефть Инвест», которая выступит заказчиком строительства.

Два года назад вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский, рассказывая в интервью «Ф.», за счет чего город будет привлекать инвесторов, заявил, что «какая-то морковка должна быть, и мы ее дадим» («Ф.» № 10, 2004)». И хотя тогда речь шла о налоговых льготах, которые в рамках проекта «Газпром-Сити» не предполагаются, $2 млрд вполне можно назвать той «морковкой», которая соблазнила весьма состоятельного плательщика, хотя и не полноценного инвестора.

Баланс интересов. На том месте, где предполагается построить «Газпром-Сити», сейчас находятся бывший Петрозавод и предприятие «Штурманские приборы», выпускающее навигационное оборудование. Земля Петрозавода принадлежит «Охта Групп», которая в реконструированных цехах на территории 16 тыс. гектаров построила два бизнес-центра класса В, а для освоения оставшихся 4,2 гектара пригласила к сотрудничеству финскую девелоперскую компанию SRV. Однако вместо этого «Охта Групп» продает территорию «Газпрому». «Мотива для продажи два, — поясняет председатель правления «Охта Групп» Владимир Свиньин, — слишком большой объем требуемых инвестиций для развития проекта собственными силами, а также желание реинвестировать полученные средства в другие интересные программы». И хотя финский партнер уже вложил деньги, по словам Владимира Свиньина, претензий в связи с продажей участка у него нет. Он отказался сообщить, сколько денег заплатит новый собственник, добавив, что «определенные компенсации, конечно, предусмотрены и заложены в цену». В «Штурманских приборах» ситуацию не комментируют. Директор по развитию агентства недвижимости «Бекар» Игорь Горский оценивает рыночную стоимость площадей для «Газпром-Сити» примерно в 200-400 $/кв. м, а находящихся здесь зданий — в 1000 $/кв. м. «Учитывая широко разрекламированный интерес к участку, он может быть продан на 30% выше рыночной стоимости, — предполагает Игорь Горский, — у города есть административные рычаги, с помощью которых они могут воздействовать на собственника. Возможно, за «Штурманские приборы» и участок, принадлежащий «Охта Групп», «Газпром» заплатит $39-40 млн».

Не исключено, что структуры «Газпрома» приобретут и гостиницу «Охтинская», расположенную неподалеку от Петрозавода: 50% ее акций принадлежат Совету по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга, 50% — московскому Центральному совету по туризму и отдыху. «Вопрос цены пока не обсуждался», — утверждает президент Центрального совета по туризму и отдыху Виктор Пугиев. Для владельцев «Охтинской» ее продажа станет большим облегчением, ведь 15 лет назад гостиница строилась как коммунальная (для командированных и как резерв при чрезвычайных ситуациях), а не туристическая, и малая площадь номеров мешает ее превращению в отель хорошего класса. К тому же у собственников «Охтинской» есть финансовые проблемы — в свое время они взяли кредит на строительство и до сих пор за него не расплатились.

Скоростной тендер. Предоставление «Газпрому» бюджетных субвенций не вызвало аллергии в петербургском бизнес-сообществе (все-таки отдача от смены «Газпромнефти» прописки влечет за собой для города скорее выгоду, чем убытки), но наглядно продемонстрировало, насколько трепетно петербургские власти готовы следовать ими же провозглашенному принципу равного отношения ко всем инвесторам и хозяйствующим субъектам. «Выпячивание» Петербурга начинает вызывать раздражение не только в Ленинградской области, но и в других регионах, которым не удается выдерживать конкуренцию с городом на Неве в борьбе за иностранного инвестора или крупного налогоплательщика. Все это ставит город в слишком высокую зависимость от решения «проблемы-2008» (выборы Президента РФ). Нет никаких гарантий, что смена кремлевской элиты позволит Петербургу сохранить у себя не только Конституционный суд, но и хотя бы часть финансовых потоков, привлеченных благодаря текущей политической конъюнктуре.

При этом равенство, при котором обязательно найдутся те, кто «равнее других», постепенно переносится на отношения не только с внешними компаниями, но и с местными. Валентина Матвиенко любит по субботам совершать объезды одного из районов города. Не так давно во время посещения Васильевского острова губернатор посетила стадион им. Кирова, вместо которого через три года должна появиться современная футбольная арена для петербургского «Зенита». По правую руку от Валентины Матвиенко случайно оказался президент «Ленспецсму» Вячеслав Заренков. У него она поинтересовалась, сколько может стоить снос устаревшего стадиона. «Три миллиона долларов», — сказал, не задумываясь, Вячеслав Заренков. «Ну так и беритесь», — ответила Валентина Матвиенко под прицелом телекамер. Так завершился самый короткий в истории современного Петербурга тендер на господряд.

Подобных примеров день ото дня становится все больше. Авторитарно-волюнтаристский стиль губернатора Северной столицы, с одной стороны, приносит в городскую казну все больше денег, с другой — дает понять, что никакие красивые программы, приближающие Петербург по стандартам жизни к странам ЕС, не способны удовлетворить аппетиты Валентины Матвиенко. Для доказательства своей безальтернативности ей нужны крупные амбициозные проекты, а не просто системные меры по улучшению социально-экономической обстановки в городе. «Цель оправдывает средства» — именно такой лозунг считают в Смольном наиболее соответствующим текущему моменту.

ДИНАМИКА ДОХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА ПЕТЕРБУРГА, МЛРД РУБ.ГодДоходыРасходыДефицит (профицит)

200377,278,3-1,1

200495,394,0+1,3

2005142,7136,3+6,4

2006 (план) 147,1157,3-10,2

2007 (прогноз) 183,3192,8-9,5

2008 (прогноз) 207,2212,5-5,3

2009 (прогноз) 231,8231,80,0

Источник: Администрация СПб

КРУПНЫЕ РОССИЙСКИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ, ПЕРЕЕЗЖАЮЩИЕ В ПЕТЕРБУРГПрежнее место регистрацииОжидаемый годовой объем налоговых поступлений в бюджет СПб

ВнешторгбанкМосква1 млрд руб.

ТрансаэроОрел250-350 млн руб.

ТранснефтепродуктМосква500-600 млн руб.

ГазпромнефтьОмск15-17 млрд руб.

СибурСалехард2,5 млрд руб.

СовкомфлотМосква500 млн руб.

Источник: Администрация СПб

КРУПНЕЙШИЕ ИНВЕСТПРОЕКТЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ПЕТЕРБУРГЕНазвание проектаИнвесторОбъем инвестицийСрок окончания (год)Описание проекта

Западный скоростной диаметрКомпания-концессионер (пока не выбрана) — 50%, бюджет РФ — 34%, бюджет Петербурга — 16% $3,1 млрд2010Первая платная скоростная автодорога в РФ. Протяженность — 46,4 км. Подана заявка на финансирование из Инвестиционного фонда РФ

Газпром-СитиБюджет ПетербургаСвыше $2 млрд 2016Административно-деловой центр в Красногвардейском районе. Коммерческая площадь — 1 млн кв. м

Балтийская жемчужинаШанхайская заграничная объединенная инвестиционная компания (КНР) $1,25 млрд2013Город-спутник на юго-западе Петербурга: 1 млн кв. м жилья, бизнес- и социальная инфраструктура, строительство причалов для маломерных судов. Планируемая численность населения — 35 тыс. чел.

Морской фасадFirst Quantum (Петербург) $1,1 млрд2011Новый морской вокзал, рассчитанный на прием до 12 тыс. человек в сутки, бизнес-центры, жилой комплекс, яхт-клуб, пляж. Для реализации проекта потребуется «намыть» 450 га новых территорий. Это сузит Финский залив на 1,2 км от берега

Орловский тоннельВ равных долях — компания-концессионер (пока не выбрана), бюджет РФ и бюджет Петербурга$970 млн2008Два параллельных двухуровневых тоннеля длиной 940 м. Подана заявка на финансирование из Инвестиционного фонда РФ

Вторая сцена Мариинского театраБюджет РФ250 млн евро2009Реализуется с 2005 года. Общая площадь нового здания — 39 тыс. кв. м, вместимость зрительного зала — 2 тыс. мест

Завод по сборке автомобилейNissan (Япония) $200 млн2009Объем производства на первом этапе — 50 тыс. автомобилей в год

Завод по производству электроникиElcoteq Network Corp. (Финляндия) 100 млн евро2007Завод заложен в октябре 2004 г. Первая очередь уже введена в строй

Завод по сборке автомобилейToyota Motor Corp. (Япония) $110 млн2007Выпуск автомобилей Toyota Camry в промзоне «Шушары», проектная мощность — 50 тыс. машин в год

Футбольный стадионБюджет Петербурга$100-150 млн2009Вместимость — 50 тыс. зрителей

ТехнопаркTechnopolis (Финляндия) $100-150 млн2008-В сотрудничестве с Санкт-Петербургским государственным университетом коммуникаций им. Бонч-Бруевича

Завод по производству бытовой техникиBosch und Siemens Hausgeraete (Германия) 50 млн евро2007Завод по производству холодильников проектной мощностью 500 тыс. шт. в год

Источник: Администрация СПб

Журнал «Финанс.» № 20 (157) 29 мая — 4 июня 2006 — Петербург
Дмитрий Патрушев, Людмила Милевская

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.