Афиша. 02-08 июня 2003

Кино

29 мая в московский прокат вышел «Лоурел Каньон» — новая работа Лизы Холоденко, американского режиссера с русским именем, известность которой принес фильм «Высокое искусство». Картина поражает, но на сей раз неприятно. Сюжет незамысловат и банален и сводится к очередным вариациям на тему «секс, музыка, наркотики». Сэм (Кристиан Бейл) работает медиком, а Алекс (Кейт Бекинсейл) пишет диссертацию о репродуктивной функции мухи-дрозофилы. Молодая консервативная парочка только что окончила гарвардскую школу и решает поехать на каникулы в дом на Лоурел Каньон (улица в самом центре Голливуда), который, по идее, должен пустовать. Но мамаша Сэма Джейн (Френсис Макдорманд), занимающаяся продюсированием рок-группы, и не думала никуда уезжать. Вместе со своей «бандой» она в поте лица трудится над записью нового альбома: устраивает вечеринки, плещется в бассейне вместе со своим любовником — молодым вокалистом группы, грубит по телефону своей бывшей любовнице. Сын стесняется своей непутевой мамаши, а подружка-интеллектуалка поначалу откровенно шокирована всем увиденным. Но она постепенно втягивается и раскрепощается: ей нравится находиться в звукозаписывающей студии, шумные «пати» оказываются намного интереснее диссертации, а Джейн и ее любовник вызывают у нее недвусмысленные желания. Фильм немного скрашивает неплохая игра Френсис Макдорманд, но глубинный смысл картины так и остается для зрителя загадкой. Точно можно сказать только об одном: это не рок-н-ролл.

На этой неделе московскому зрителю будет предложено провернуть «Аферу». Именно так называется новый фильм американского режиссера Джеймса Фоули, выходящий в широкий прокат 5 июня. Это очередная криминальная комедия из серии «Как украсть миллион», где присутствуют хитроумные мошенники и продажные полицейские, мафиозные тузы и очаровательные воровки — публика самая что ни на есть отборная.

Джейк Виг (Эдвард Бернс) облегчает карман некоего Лайонела Долби на кругленькую сумму в несколько тысяч долларов. Но удачная махинация оборачивается большими проблемами: обманутая жертва оказывается счетоводом Уинстона Кинга — влиятельного авторитета по кличке «Король» (Дастин Хоффман). Джейк решает, что с мафией шутки плохи и надо бы вернуть должок. Для этого ему придется проявить весь талант Великого комбинатора, так как подпольный миллионер Корейко в лице банкира, связанного с преступным миром, оказывается весьма непростой добычей. Целая команда первоклассных мошенников, включая соблазнительную карманницу Лили (Рэчел Уайт), будет строить финансовую пирамиду из корпоративных займов, денежных перечислений, офшорных счетов. Креативный подход к бухгалтерии приветствуется.

Выставки

До 8 июня в Центральном Доме художника продлится выставка живописи Константина Сутягина. Известность в обеих столицах живописцу принесли шумные акции, которые он организовывал в соавторстве с Александром Шевченко. Открытие памятника неизвестному художнику; выставка к годовщине падения Тунгусского метеорита, на которую, что-то перепутав, пришли даже ученые с докладами; выпуск «пятитомника» «Смерть замечательных людей» — текстов, ориентированных на «графический смысл слов» и в духе Хармса повествующих о смерти Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Чехова, — эти шутливые выходки сближают художников с легендарными митьками.

Но Сутягин может быть и вполне серьезен. Его пейзажи зачастую размыты и полны меланхолии, но всегда узнаваемы и точны. Его манера очень живая, стремительная, динамичная. В его картинах сквозит доля какой-то незавершенности, которая позволяет зрителю домысливать и додумывать, вступая в диалог с художником.

В конце мая в филиале Третьяковской галереи на Крымском валу открылась выставка «Авангард на Неве. Вторая половина XX века». Работы ленинградских художников-нонконформистов не были известны широкой публике. Находясь в оппозиции господствующей эстетике соцреализма, они были увлечены новыми поисками, продолжали традиции Казимира Малевича и Павла Филонова, но не могли и мечтать об официальных выставках. И все же ленинградское искусство 50-70-х переживало подъем. Возникали сообщества и школы, и самыми заметными именами этого периода стали Александр Арефьев, Владимир Стерлигов и Осип Сидлин.

«Мир Арефьева — поэтическое «дно» Ленинграда, его этическое и социальное «подполье»», — пишет известный искусствовед, профессор Михаил Герман. Ученик Малевича, Владимир Стерлигов, напротив, идет через очищение к пониманию истинной миссии искусства. Его живопись сродни проповедничеству: пройдя сталинские лагеря, чудом уцелев в войну, Стерлигов пришел к осознанию, что за видимым миром стоит иной, непостижимый. Вот почему его картины — это некое сочетание реального и ирреального, сна и яви.

Фигура Осипа Сидлина для ленинградских авангардистов и вовсе знаковая. Раствориться в искусстве, творить — потому что не можешь иначе, доводить работу до совершенства, причем не важно, свою ли, чужую. Он никогда не подписывал картины, почти никогда не показывал их даже ближайшим ученикам, которых обычно напутствовал фразой: «Не получилось — уничтожь».

Выставка «Авангард на Неве» является частью десятилетней программы компании Blue Apple «Неизвестная Россия» и продлится до 10 августа.

С 4 июня по 4 июля в фотогалерее им. Братьев Люмьер пройдет новая экспозиция, которая охватывает фотоискусство трех эпох. 20-30-е годы запечатлены на снимках Леонида Шокина. История 30-50-х — в фотографиях Эммануила Евзерихина, а сегодняшние дни русской фотографии представляют Сергей Борисов, Олег Каплан и Андрей Князев.

…Эпоха 30-50-х годов отразилась в творчестве Эммануила Евзерихина. Многие работы этого фотохудожника стали хрестоматийными: профильный портрет Максима Горького, изображения Алексея Толстого и Ромена Роллана, снимки кумиров эпохи — Валерия Чкалова и Любови Орловой… В 15 Евзерихин уже работал внештатным фотокорреспондентом «Пресс-клише ТАСС», а в 23 стал вхож в кулуары кремлевской элиты и регулярно освещал политические конгрессы и съезды. Строительство Москвы 30-х, арктические экспедиции, спортивные парады — то, к чему обычно применяют штамп «пульс эпохи». Но его творчество не укладывается в рамки протокольного официоза. Наверно, главные его фотографии относятся к военной серии. В качестве военкора капитан Евзерихин прошел всю войну: освобождение Таганрога и Ростова-на-Дону, взятие Кенигсберга… А его кадры обороны Сталинграда, ставшие классикой военной фотографии, наполнены эмоциональностью и трагизмом.

Музыка

На сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского зазвучат порывистые мелодии аргентинского танго: 3 июня Московская филармония приглашает на «Вечер в таверне» — одноактный балет Ансамбля народного танца под руководством Игоря Моисеева, который завершает свой 66-й сезон. Танго смущает своей откровенностью, обжигает чувственностью, неистово волнуя кровь. Второе отделение тоже отдаст классический концертный зал во власть заводных латиноамериканских ритмов: «моисеевцы» покажут мексиканскую сюиту, спляшут аргентинский танец «Маламбо» и венесуэльский «Хоропо». А любителей фолка национального толка они закружат в русском танце «Вензеля», насмешат сценкой нанайской борьбы двух малышей и хореографической картинкой «Футбол», недавно возобновленной ансамблем к 80-летию клуба ЦСКА.

Театр

И снова главное театральное событие сезона — Чеховский фестиваль. С 5 по 8 июня на сцене Малого театра состоится мировая премьера спектакля «Жорж Данден» по одноименной пьесе Жана Батиста Мольера. Это совместная российско-французская постановка Большого драматического театра им. Товстоногова и Международной конфедерации театральных союзов. Знаменитый французский режиссер Жак Лассаль в 2000 году уже приезжал в Москву со спектаклем «Мизантроп» и Анджеем Северином в главной роли. Тогда на приеме у Владимира Путина он и познакомился с главой БДТ Кириллом Лавровым.

В новой постановке Лассаль углубил несколько схематичный и моралистический мольеровский сюжет, а замечательные декорации Эдуарда Кочергина и костюмы Ренато Бьянки создали атмосферу, переносящую зрителя в старинную Францию.

Книги

Роман американского писателя Джонатана Кэрролла «Страна смеха» — вещь сюжетная и увлекательная. Герои книги Томас и Саксони решают написать биографию любимого писателя детства — гения-сказочника по имени Маршалл Франс. В поисках материала для книги они приезжают в Галлен — родной город Франса и обнаруживают, что жители имеют какое-то таинственное отношение к его книгам. Дочь писателя встречает самозванных биографов на редкость радушно, но это настораживает. Что-то здесь явно не так, и Томас начинает это понимать, когда хозяйский бультерьер заговаривает во сне человеческим голосом. С тех пор клубок начинает постепенно распутываться, и выясняется, что судьба всего города давно записана в дневниках Маршала Франса, который, словно местный бог, волен распоряжаться жизнью и смертью.

Роман читается легко и, несмотря на затяжное начало, достаточно занимателен. И все же в контексте «Страны смеха» сравнение с Гессе и Маркесом, которое издатели помещают на суперобложке, кажется несколько самонадеянным и необоснованным.

Журнал «Финанс.» № 14 (02-08 июня 2003) — Личное

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.