Кино. Матрица успешно перезагрузилась, и теперь самое время вершить революцию: 5 ноября стартует заключительная часть футурологической трилогии братьев Вачовски “Матрица: Революция”.
То, что создатели кассовых фильмов занимаются product placement, известно, наверное, всем. Мелькнет невзначай в картине марка известного автомобиля – и зритель не в обиде (надо же герою на чем-нибудь ездить), и бюджет пополнен. Но на этот раз создателям третьей “Матрицы” не повезло: не удалось договориться с потенциальными рекламодателями – Samsung, General Motors и Heineken. Они отказались от сотрудничества со съемочной группой, в результате чего компания Warner Brothers лишилась суммы в $100 млн. Факт досадный, даже если учесть, что “Перезагрузка” принесла прибыль в $735 млн, став самым кассовым фильмом года.
В картине война между людьми и машинами вступает в финальную стадию. Армия машин пытается прорваться в Зион, ей противостоят отважные жители. Нео (Киану Ривз) слышит финальное предсказание и вместе с Тринити (Кэрри-Энн Мосс) отправляется в сердце Города Машин. Как и в предыдущих частях – многочисленные компьютерные эффекты и зрелищность трюков. Особую ставку создатели фильма делают на эпизод последней битвы Нео с агентом Смитом (Хьюго Уивинг) под проливным дождем. “Матрица-3”, релиз которой одновременно пройдет по всему миру, выходит сразу в двух форматах – стандартном и объемном IMAX.
В столице открывается 37-й Фестиваль японского кино, который 5-9 ноября будет проходить в Центральном доме предпринимателей. Фестиваль интересен даже не столько фильмами последних лет, сколько ретроспективой картин, снятых по произведениям знаменитого японского писателя Юкио Мисимы. “Шум прибоя” режиссера Сэнкити Танигути (1954) – первая из четырех экранизаций одноименного романа, который навеян античной легендой о Дафнисе и Хлое. “Меч” Кэндзи Мисуми (1964) – постановка повести из раннего и во многом автобиографического наследия писателя. В “Пламени” Кона Итикавы (1958) – экранном воплощении знаменитого романа “Золотой храм” – будет полыхать буддийская святыня, подожженная рукой тихого юноши-монаха – отчаянный поступок разочарованного, но не сдавшегося человека (позже иной, но похожий по сути жест сделает и сам писатель, после неудавшегося государственного переворота совершив публичное харакири). И все же главным фильмом фестиваля станет “Загнанный волк” ученика Микеланджело Антониони режиссера Ясудзо Масумуры, главную роль в котором играет сам Юкио Мисима. “Вот и сбылось мое давнее желание сняться в кино. Кто видел хоть один фильм в своей жизни, не может об этом не мечтать, – пишет Мисима в своих записных книжках. – Ясудзо Масумура – суровый режиссер, он не дает поблажек и не идет на компромиссы. Нечестно уверять людей, что они должны раскошелиться лишь затем, чтобы увидеть на экране известного писателя. Фильм должен быть хорошим сам по себе”.
От утонченного Востока – к солнечному Югу: параллельно с японским “синема” в обеих столицах пройдет фестиваль “Современное кино Италии”. 1-7 ноября фильмы будут показаны в Петербурге, а 4-9 ноября их продублируют в Москве в кинотеатре “Фитиль”.
Итальянское кино новейшего образца – продукция, изо всех сил стремящаяся стать конкурентноспособной на мировом рынке. Современные режиссеры мечтают возродить славу Феллини, Антониони, Висконти, а так- же вернуть в итальянские кинотеатры отечественные фильмы. Этот процесс постепенно набирает обороты: за последнее время национальное кино составило около трети объема годового кинопроката. Лидерами же кассовых сборов стали ленты “Дела сердечные” Пупи Авати, “Лучшие из лучших” от Марко Туллио Джорданы и “Окно напротив” Ферзана Оспетека. Именно они и вызывают повышенный интерес на российском фестивале.
Неделя итальянского кино откроется ретро-комедией “Дела сердечные”, которую представит исполнитель главной роли Нери Маркори. Рим и Болонья 20-х годов, комедия характеров и ситуаций, роковая любовь к ослепшей красавице… Фильм участвовал в конкурсной программе Каннского кинофестиваля. “Лучшие из лучших”, получившие в Каннах приз Альтадис, напротив, масштабное полотно, в котором судьба Италии показана через историю одной семьи. Третья лента – третий жанр. “Окно напротив” – психологическая драма из жизни женщины, в чьей монотонной повседневной жизни вдруг появляется пожилой мужчина – постоялец, потерявший память. Всего в программу фестиваля входит 11 фильмов. И этого в принципе достаточно, чтобы получить представление о том, что такое “Современное кино Италии”.
Выставки. 5 ноября в Государственном центре современного искусства откроется выставка, посвященная памяти Юрия Нолева-Соболева. Яркий представитель поколения шестидесятников, он, по определению Ильи Кабакова, включил “художественную жизнь обитателей Москвы в общемировой контекст”. Ему вообще были присущи ощущение всеобъемлемости, космизма, склонность к образному обобщению. Впрочем, этот “космос” можно разложить на набор элементов, свести до 15-20 эмблем. “Фактически то искусство, которое я тогда (в начале 60-х. – “Финанс.”) видел у Соболева, это было оперирование на белом поле листа сильнодействующими образами, знаками, которые сталкиваются и взаимодействуют”, – вспоминает Илья Кабаков.
В 1959-м Юрий Соболев стал главным художником издательства “Знание” и дал карт-бланш молодым авторам: Юло Соостеру, Эрнсту Неизвестному, сотрудничал с Владимиром Янкилевским, Виктором Пивоваровым, Николаем Калининым, которые, понятное дело, творили отнюдь не по канонам соцреализма. Кстати, именно Соболев уговорил принять участие в знаменитой “бульдозерной” выставке Неизвестного, Янкилевского и Соостера, экспозиция которых и вызвала гнев Никиты Хрущева. Позже, работая в журнале “Знание – сила”, Соболев решился на другой довольно рискованный ход: под видом иллюстраций к научному журналу публиковал подзапретные произведения современных западных живописцев. Основатель международного фестиваля “КукАрт”, руководитель объединения молодых художников “Запасной выход”, Юрий Соболев считал, что искусство “не есть набор стилей, но прежде всего бесконечное количество психологических мотиваций художника”. Увидеть внешние проявления сложных внутренних импульсов самого живописца можно на выставке в ГЦСИ, которая продлится до 11 ноября.
“Молочные реки…”, кисельные берега и ожившие игрушки: в галерее Марата Гельмана демонстрируется новая видеоработа Анны Ермолаевой. Несмотря на волшебное название, это отнюдь не детская сказка: в работах Ермолаевой безобидные на первый взгляд существа вызывают ощущение скрытой угрозы. Неваляшки то и дело норовят вытолкнуть друг друга с экрана, игрушечная мартышка оборачивается агрессивным монстром, а обнаженная женская фигура становится трассой для стремительных гонок.
Впервые Анна Ермолаева появилась в поле зрения широкой арт-общественности в 1999 году, когда представила свой видеопроект “Куриный триптих” на Венецианской биеннале. После Ильи Кабакова работы российских художников в Венеции не выставлялись, и выпускница факультета истории искусств Венского университета была первой представительницей уже постсоветского культурного пространства, чей проект заинтересовал маститых европейских арт-критиков. В своих работах Ермолаева затрагивает проблему манипуляции обществом, его нестабильность, говорит об изощренных механизмах власти и делает это красиво, иносказательно и образно.
Музыка. Эрос Рамазотти, который отправился в мировой тур в поддержку своего девятого альбома под идентичным названием “9”, доберется до Москвы аккурат к ноябрьским праздникам: 7-го и 8-го числа знаменитый итальянец будет петь в Кремле. Помимо музыки организаторы обещают еще и эффектное шоу: декорации к концерту везут на девяти грузовиках.
Новый альбом, который выпустил принадлежащий самому Эросу звукозаписывающий лейбл Radiorama, двуязычен. Но не стоит думать, что Рамазотти, принципиально поющий на родном итальянском, решил сделать жест в сторону англоговорящей публики. 13 треков с “Девятки”, спродюсированной самим певцом и его другом Клаудио Гвидетти, записаны на итальянском и испанском языках. В Москву Рамазотти приезжает уже во второй раз: в 2000-м российская столица входила в расписание мирового турне в поддержку альбома Estilolibre’2000. Спустя три года – опять ноябрь, Кремль и Эрос Рамазотти.
На следующий день в “Олимпийском” пройдет концерт Робби Уильямса. Как и сладкоголосый Эрос, бывший участник группы Take That едет в российскую столицу, чтобы увеличить продажи недавно вышедшего альбома. Пятая по счету пластинка под названием Escapology, подобно предыдущим, вышла на лейбле EMI: прошлогодний контракт певца со звукозаписывающей компанией оценивается в $120 млн.
Московский концерт Уильямса обрастает многочисленными подробностями. Как сообщают организаторы, певец приедет в столицу заранее, причем не один, а в компании своего папы Пита Конвейема, по совместительству диджея и владельца паба, вместе с которым он собирается спонтанно пройтись по московским клубам и даже отыграть музыкальный сет (в туре Робби не расстается со своей диджейской вертушкой). Еще одним пунктом в “неофициальной программе” числится встреча с представителями российского культурного и политического истеблишмента. На разогреве у Уильямса будет выступать певица Скин – бывшая солистка рок-девичника Skunk Annsie, а сам Робби исполнит свои хиты, включая Angles, Rock DJ и “кавер” на We Will Rock You от Queen.
Журнал «Финанс.» № 34 (3-9 ноябрь 2003) – Отдых
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.