Что делать с экономикой России? Олег АНТОНОВ, руководитель департамента инвестиционной политики Минэнерго России

Олег АНТОНОВ, руководитель департамента инвестиционной политики Минэнерго России

Перед Россией стоят долгосрочные стратегические задачи, связанные со структурными преобразованиями в экономике. Эти преобразования направлены прежде всего на обеспечение существенного роста внутреннего валового продукта и в конечном итоге на повышение жизненного уровня населения. Для России наиболее приемлемым уровнем цен на нефть – основного источника пополнения бюджета – остаются $20-25 за баррель российской смеси, что соответствует установленному в 1999 году ценовому коридору ОПЕК в $22-28 за баррель. За прошедшие четыре года мы неоднократно имели возможность убедиться в правильности выбранного решения по ценовому коридору.

Для России очень важно продолжать консультации с ОПЕК как в многостороннем, так и в двустороннем формате. Такие консультации не ограничиваются только нашим участием в сессиях Конференции ОПЕК, министры энергетики России и стран – членов ОПЕК встречаются на регулярной основе. Обмен мнениями по актуальным и перспективным направлениям развития нефтяного сектора происходит и в рамках семинаров и конференций, организуемых Секретариатом ОПЕК.

Сергей ЮРЬЕВ, председатель Московской коллегии адвокатов (МКА),

доктор юридических наук

Современная Россия – это два государства в одном. Одно государство – государство добросовестных должностных лиц, то есть правовое, другое – государство чиновников, в котором человек остается винтиком бездушного механизма.

За период с 1997 по 2002 год адвокатами нашей коллегии предоставлено 72,5 тыс. устных консультаций, по проведенным делам взыскано в пользу доверителей и предотвращено взыскание контролирующими органами денежных средств на общую сумму около 10 млрд рублей.

Казалось бы, что общего между повседневной адвокатской работой и борьбой с бюрократами? Обобщение итогов работы МКА показывает, что в России существует своеобразная “пятая колонна”, состоящая из госчиновников и действующая против государства и его народа. Мы имеем формальные государственные институты – прокуратуру, суд, иные “компетентные органы”, которые могут “нагнать страху”, но очень мало делают для реальной защиты россиян и их интересов. В том числе экономических. Почему это происходит? Очевидно потому, что государство (стремящееся быть рыночным) наняло очень много некомпетентных работников, ставящих личные или ведомственные интересы выше интересов граждан, общества и самого государства. Уплачивая налоги, мы содержим этот аппарат, чего никогда не позволили бы себе на бытовом уровне.

Илья ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВ, заместитель председателя бюджетного комитета Совета Федерации РФ

Ключевые статьи бюджета-2004, которые предлагает Минфин, понятны, но, на мой взгляд, недостаточно аргументированы. В нынешнем году увеличены расходы на сельское хозяйство, образование и армию. Это позволило хоть как-то решить часть проблем. В следующем году размер соответствующих отчислений планируется сократить.

Большие споры при обсуждении бюджета-2004 вызовет и налоговая реформа. Например, некоторые недовольны отменой налога на пользование автодорог, так как дорожное хозяйство в этом случае потеряет стабильный финансовый источник. Около 20 регионов, в том числе и Москва, понесут большие потери от отмены налога с продаж. Тем не менее его стоит отменить. От него страдает в первую очередь “белая” торговля. Минфин предложил достаточно понятный и разумный, хотя бы на бумаге, механизм компенсации этих потерь. Поэтому, я думаю, что отмена налога с продаж пройдет гладко.

НДС тоже давно требовалось снизить, хотя с экономической точки зрения лучше уменьшить единый социальный налог. Одновременно надо изменить механизм уплаты взносов в Пенсионный фонд и пересмотреть финансирование систем обязательного социального и медицинского страхования.

Журнал «Финанс.» № 22 (11-17 августа 2003) – Экономика

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.