Выйти на максимуме

Западные инвесторы уже давно засматриваются на российские фармацевтические компании – стабильно высокий рост рынка в этом сегменте обеспечивает высокую маржу даже дистрибьюторам, которые в Европе имеют традиционно низкую рентабельность.

На прошлой неделе почти одновременно стало известно о возможных сделках сразу с двумя крупнейшими фармацевтическими дистрибьюторами – «СИА Интернейшнл» и «Протек». Сначала появилась информация о том, что американский фонд прямых инвестиций TPG Capital интересуется покупкой контрольного пакета СИА. Днем позже немецкий оптово-розничный гигант Celesio AG опубликовал сообщение о планируемом приобретении мажоритарного пакета «Протека». «Отличие двух сделок в том, что СИА просто получает деньги от фонда, а «Протек» приобретает стратегического инвестора, работающего в этой же области, одного из лидеров европейской дистрибуции лекарств», – отмечает генеральный директор DSM Group Александр Кузин.

Celesio планирует завершить переговоры с «Протеком» до конца 2007 года, при этом западный партнер обещает поддержать как розничное, так и оптовое направление бизнеса дистрибьютора, рассматривая сделку как «значительный и стратегический шаг компании на российском рынке».

Политический подтекст. Логика иностранцев вполне понятна. И «Протек», и СИА являются лидерами на оптовом рынке лекарств, занимая на нем в совокупности почти 50%. И покупка одного из них выглядит очень привлекательным способом выйти на быстрорастущий российский рынок. Куда более поражает удивительная синхронность двух российских поставщиков в готовности продать контрольный пакет своих акций иностранным игрокам. Совпадение ли это? Эксперты рынка уверены, что да. «Для обеих компаний сделки являются, скорее всего, вынужденной необходимостью с целью обезопасить себя от возможных попыток национализации в рамках создания государственной логистической компании», – уверен директор по маркетинговым исследованиям компании «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов.

Идея создания государственного дистрибьютора для реализации программы ДЛО (дополнительное лекарственное обеспечение. – «Ф.») озвучивалась уже не раз, и в первую очередь ее осуществление должно было ударить именно по лидерам фармацевтического рынка. Государство вряд ли бы справилось с созданием сложной логистической структуры с нуля в короткие сроки, поэтому приобретение одного из крупнейших дистрибьюторов стало бы логичным шагом. При этом разразившийся скандал вокруг программы ДЛО косвенно указывал на то, что приобретение активов государством может пойти по сценарию «Роснефть» – «Юкос». И в этом случае сделка с зарубежным партнером может стать надежным укрытием от проблем с властями. «Национализировать компанию с иностранными акционерами будет уже не так-то просто, к тому же обязательства России перед бизнесом возросли в связи с грядущим вступлением в ВТО. То, что было возможно в нефтянке, едва ли удастся в фармацевтической отрасли», – полагает Давид Мелик-Гусейнов.

Впрочем, некоторые аналитики считают, что план создания федерального национального дистрибьютора изначально был обречен на неудачу, а соответственно, риска огосударствления просто не существовало. «Угроза национализации, мягко говоря, невелика. Дистрибьюция – это не нефтяной бизнес, основная его стоимость не в чистых активах, а в отношениях с фирмами-производителями, сложившемся доверии, поскольку поставщики работают на достаточно больших отсрочках. И замена собственника явно бы снизила эффективность бизнес-процессов», – уверен Александр Кузин. С ним соглашается аналитик «Антанты Капитал» Андрей Верхоланцев: «Независимые дистрибьюторы уже наладили определенные цепочки поставок, построили свою логистику, систему продаж. Поэтому ломать сложившуюся систему или строить ее заново нецелесообразно».

Финансовая выгода. Насколько обоснована продажа бизнеса с точки зрения российских компаний? Аналитики и участники рынка сходятся во мнении, что дистрибьюторам удастся совместить приятное с полезным и получить справедливую оценку собственного бизнеса. Опрошенные «Ф.» эксперты оценивают компании в диапазоне $1–2 млрд.

По мнению большинства из них, даже «Протек» продаст свой пакет акций без значительного дисконта, несмотря на недавние скандалы и неудачи, постигшие поставщика в связи с реализацией программы ДЛО. «“Протек” сейчас выделяет в отдельную юридическую структуру компанию, которая будет заниматься обслуживанием государственного заказа. А Celesio покупает дистрибьютора, успешного именно на коммерческом рынке, без долгов и специфических проблем», – отмечает Давид Мелик-Гусейнов. «Зарубежные инвесторы приобретают крупную, серьезную компанию, лидера на привлекательном рынке. Думаю, необходимость подобной сделки назрела давно, а политическое давление лишь стимулировало ее проведение», – добавляет аналитик ИБ «КИТ Финанс» Артем Лаврищев.

Заинтересованность российских поставщиков в партнерстве с европейскими игроками действительно высока. И причин тому несколько. Во-первых, эксперты отмечают снижение рентабельности оптовых компаний. «Фармацевтические дистрибьюторы в России постепенно теряют маржу в связи с усилением конкуренции на рынке и сдерживанием роста цен на лекарства регулятором», – рассказывает Давид Мелик-Гусейнов. Продажа бизнеса в этот момент позволит не только выручить максимальную цену за компанию, но и вовремя перейти на западную модель бизнеса. Во-вторых, наличие стратегического партнера позволит существенно усилить позицию дистрибьютора на рынке. «Подобная сделка повлияет на улучшение поставочных условий, обеспечит импорт логистических технологий и даст финансовую устойчивость компании», – уверен Александр Кузин.

На позитивный эффект от партнерства со стратегом надеется и генеральный директор дистрибьютора Alliance Healthacale Russia (ЗАО «Аптека-холдинг») Игорь Варламов: «Например, для нашей компании вхождение в международную фармацевтическую группу дало доступ к уже испытанным и успешным технологиям организации бизнес-процессов».

Журнал «Финанс.» №40 (226) 22 октября — 28 октября 2007 — Капитал
Юлия Комлева

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.