Скидок не ожидается. Большинство турфирм не видит оснований для глобального снижения цен на путевки в пострадавшие районы и в целом на туры в страны Юго-Восточной Азии. По мнению директора компании «Ivan Susanin Co» Николая Салихова, цены будут снижаться лишь в ближайшие 2-3 месяца, пока негативный информационный фон действует на сознание потребителя. «Компании для привлечения клиентов сделают скидки в январе-феврале, но лишь для того, чтобы к концу года поднять цены еще выше, чем до кризиса», — говорит он.
Владельцы пострадавших от стихии отелей постараются компенсировать убытки, а учитывая, что число туристов в Таиланде растет год от года, в долгосрочной перспективе ждать скидок потребителю не стоит.
PR-директор компании Tez-tour Софья Соболева также не прогнозирует снижения стоимости туров. «Отели в Таиланде цены не снизили, и определенная логика в этом есть: люди, которые боятся ехать в Юго-Восточную Азию, не поедут туда, даже несмотря на значительное снижение цен. А для тех, кого стихия не испугала, разница в $100-200 роли не сыграет». По словам представителей турфирм, как и в случае с эпидемией атипичной пневмонии и птичьего гриппа, значительного снижения цен не произошло и стоит ожидать лишь символических скидок.
Сейчас еще можно найти специальные предложения по Таиланду, но, по словам коммерческого директора компании «Свой-тур» Ирины Калашниковой, связаны они не со снижением цен на отели, а с «горящими» авиабилетами. Большое количество незаполненных блоков на регулярных и чартерных рейсах заставляет операторов опускать цены вдвое — до $500 за десятидневный тур. Ряд компаний предлагают со скидкой туры в Шри-Ланку. Не могут игнорировать падение спроса и снижают цены владельцы отелей на Мальдивских и Сейшельских островах, также пострадавших от стихии.
Восстановление полным ходом. Отечественные любители Азии уже переориентируются на другие направления. Сегодня операторы отмечают возросший спрос на Египет и Турцию, а также ОАЭ и туры по Европе. Увеличилось и число желающих погреться на Канарских островах, в Доминиканской Республике и на Кубе.
Сегодня часть отелей Таиланда и Шри-Ланки уже работает, а остальные будут готовы принять туристов через месяц. По словам Николая Салихова, в тайском Пхукете ситуация нормализуется и через пару месяцев большинство отелей начнет принимать туристов. На курортах Пхи Пхи и Као Лак, где разрушения были более значительные, восстановление займет 3-4 месяца. Остальные не были затронуты цунами, и их основная проблема — негативный информационный фон. Туроператоры заявляют, что опасности для жизни и здоровья отдыхающих в пострадавших и прилегающих к ним районах нет. Именно трансляция в СМИ сюжетов о многочисленных жертвах, разрушениях и эпидемиях сеет в людях страх и заставляет отказываться от отдыха, считают специалисты. Исправить ситуацию помогут рекламные туры, которые планируют организовать сами тайцы для иностранных партнеров, а также представители российских турфирм, работающие в Юго-Восточной Азии и знающие ситуацию изнутри.
Ответы представителей турфирм о сроках восстановления объемов продаж путевок в Таиланд и другие пострадавшие регионы противоречивые. Одни планируют уже к марту выйти на докризисный уровень, другие занимают более пессимистическую позицию. По словам и. о. директора департамента продвижения турпродукта компании «Капитал тур» Надежды Найдис, до конца января чартерных рейсов на Пхукет практически не будет и, несмотря на быстрые темпы восстановления, нынешний сезон компании в свой актив занести не смогут.
Кто кому? Тезис о том, что наступивший год из-за трагедии в Азии будет для российских турфирм не самым удачным, не оспаривается, но и массового банкротства никто не ожидает. Ситуацию осложняет тот факт, что катастрофа пришлась на пик сезона. Именно в новогодние праздники работающие на данном направлении компании собирают основной «урожай», за счет которого многие из них живут целый год. Для небольших турфирм этот год может стать действительно «черным» — они остались без прибыли и с большим количеством претензий со стороны клиентов. Что касается крупных операторов, то, по мнению Ирины Калашниковой, они постараются компенсировать свои потери за счет привлечения клиентов на другие направления.
Пока же потери сложно подсчитать, но убытки потерпят как турфирмы, так и их клиенты. Операторы не могут расплатиться с туристами, пока не урегулируют свои взаиморасчеты с авиакомпаниями и отелями. Авиаперевозчики пока не спешат возвращать турфирмам «живые» деньги, предлагая выбрать вложенные средства будущими рейсами.
Ситуация с возвращением клиентами денег за проживание более запутанная. По словам постоянно проживающего в Таиланде эксперта туристического интернет-сайта Etur. ru Алекса Григорьева, все отели пострадавших регионов Таиланда по указанию кабинета министров страны возвращают 100% предоплаченных турфирмами средств. В этой ситуации отказ компаний возвращать клиентам деньги за сорванный отдых можно расценить как необоснованное. Представители туркомпаний объясняют происходящее иначе. «Сразу после трагедии многие отели просто отказались возвращать деньги операторам, но со временем часть из них согласилась оставить деньги на депозитах», — объясняет Ирина Калашникова. То, что переговоры с тайскими хотельерами ведутся и носят в целом позитивный характер, подтвердили и в «Капитал-туре» и «Tez-tour». В любом случае, большинство крупных туроператоров, заботясь о репутации, готово компенсировать своим клиентам убытки: либо вернув деньги, либо предложив другие варианты отдыха.
Журнал «Финанс.» № 2 (92) 17-23 января 2005 — Личные финансы
Александр Потапов
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.