Жажда закона

Международная конвенция УНИДРУА под факторинговым договором понимает контракт, заключенный между поставщиком и финансовым агентом, в соответствии с которым поставщик должен или может уступать партнеру денежные требования. А финансовый агент выполняет, по меньшей мере, две из следующих функций: финансирует поставщика, ведет бухгалтерский учет, предъявляет к оплате денежные требования, защищает от неплатежеспособности должников.

Первая попытка. Россия к конвенции УНИДРУА не присоединилась, и у нас деятельность факторинговых компаний (ФК) регулируется Гражданским кодексом (ГК). Там нигде не упоминается термин «факторинг», но подразумевается, что это финансирование под уступку денежного требования (ФПУДТ). Как гласит статья 825 главы 43 ГК, договоры ФПУДТ «могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида». С другой стороны, в законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» механизм регулирования факторов не определен. Получается, что на законных основаниях заниматься факторингом могут только банки и НКО (небанковские кредитные организации). Для устранения подобной юридической коллизии Госдума в апреле прошлого года приняла в первом чтении поправки, отменяющие лицензирование факторинговой деятельности. Но на этом пока все закончилось.

Пока российский рынок находился в зачаточном состоянии, на пробелы в законодательстве смотрели сквозь пальцы. А факторинг воспринимали просто как работу с проблемными долгами. В результате многие операции, которые их участники называют факторингом, таковыми не являются. Например, покупка «зависших» долгов с большим дисконтом. Если банк настаивает на переводе к нему на обслуживание счетов клиента и его дебитора, это тоже не факторинг, а услуга, помогающая предприятию поддерживать необходимый уровень оборотных средств и управлять дебиторской задолженностью на регулярной основе.

Ну и, наконец, к факторингу не имеют отношения услуги коллекторских агентств. Уступка долга и выбивание долга – две большие разницы. В частности, вторая процедура иногда подпадает под действие совсем другого законодательства, а именно – Уголовного кодекса.

Кому это нужно. Некоторые участники рынка согласны, что необходимо принятие отдельного закона, регулирующего факторинговые операции. В законе должно быть четко прописано, что такое факторинг, каковы его виды и механизмы реализации. Другие операторы разделяют мнение Минэкономразвития, где считают, что более разумно внести поправки в действующее законодательство. Не менее актуальным является и вопрос о регуляторе рынка. Банки контролируют Центробанк, тогда как факторинговая компания является обычным коммерческим предприятием.

Есть мнение, что лучший регулятор – это сам рынок. Дескать, пусть факторы пробивают себе дорогу методом проб и ошибок. А если кто-то из них обанкротится – никто плакать не станет, наоборот, не придется возвращать деньги. Но это уже не цивилизованный рынок финансовых услуг.

«Обозначу основные, на мой взгляд, изменения, принятие которых будет стимулировать развитие факторинга в России, – говорит начальник отдела развития управления факторинга банка «Петрокоммерц» Кирилл Покровский. Необходимы ратификация международной конвенции, внесение изменений в валютное и налоговое законодательство в части учета факторинговых комиссий. В нормативных документах ЦБ следует определить отличие порядка регулирования факторинговых операций от регулирования операций по кредитованию».

Другим важным этапом на пути к цивилизованному рынку станет созданиe Ассоциации российских факторинговых компаний. По этому вопросу все участники рынка проявляют единодушную солидарность. Кстати, в Великобритании все функции по регулированию рынка осуществляет профессиональная ассоциация FDA (The Factors and Discounters Association). Российский аналог стал бы отнюдь не картельной организацией, но арбитром, отслеживающим соблюдение правил честной игры.

«Мы осознаем необходимость создания подобной ассоциации, в первую очередь для того, чтобы рынок стал более регулируемым, – говорит первый зампред Национальной факторинговой компании Роман Огоньков, – чтобы были выработаны некие стандарты ведения факторинговой деятельности, в том числе и морально-этические. Члены этой ассоциации смогут скооперировать усилия в направление взаимоотношений с правительственными органами. Крайне необходимо, наконец, разрешить ряд коллизий: вопрос об отмене лицензирования, сложности с налогообложением, регулирование в части создания резервов».

УНИДРУА (UNIDROIT) – Международный институт по унификации частного права (International Institute for the unification of private low) – организация, провозглашающая принципы международных договоров.

МНЕНИЕ

Ольга Грицай, ведущий консультант департамента корпоративного управления Минэкономразвития:– Мы не отказались от идеи Федерального закона «О факторинге», однако считаем, что вносить поправки в действующее законодательство более разумно. Деятельность финансовых агентов сегодня и так регулируется, поэтому специальный контроль над ними не нужен. Попробую это доказать. Все операции, связанные с денежными расчетами при факторинге всегда осуществляются через кредитные организации, а они контролируются в рамках банковского законодательства и закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Финансовые агенты не привлекают средства физических лиц и не работают с ними – привлечение инвестиций в факторинговый бизнес происходит через кредитные организации. Соответственно, эта деятельность также уже регулируется в рамках действующего банковского законодательства и не может нанести ущерб широким массам населения. Деятельность факторинговых компаний, также как и деятельность других юридических лиц на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом. Следовательно, за финансовыми агентами установлен жесткий контроль со стороны налоговых органов. Факторинговые компании производят свои расчеты на территории РФ в рублях. В случае осуществления валютных экспортно-импортных операций они автоматически попадают под законодательство о валютном регулировании и отслеживаются со стороны органов и агентов валютного контроля. Более того, сегодня участниками рынка создается ассоциация факторинговых компаний. Если она поставит своей целью выработать единые стандарты и правила осуществления факторинговой деятельности, а участники ассоциации будут этих стандартов придерживаться, то, безусловно, это позитивно скажется на развитии рынка и повысит качество предоставляемых услуг.

ОПЫТ: Как регулируют рынок факторинга за рубежом

В Великобритании – родине факторинга – деятельность факторов никак не регулируется, что устраивает всех участников процесса.

В Германии законодательно разделен факторинг с регрессом и без регресса. Первый приравнен к банковским операциям, поэтому подлежит лицензированию. В Австрии закон требует, чтобы услуги факторинга оказывали только специализированные факторинговые банки.

Журнал «Финанс.» № 2 (2) ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ — Документы
Нина Забелина

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.