Кто заработал на сильном рубле

По данным Минэкономразвития в конце прошлого года курс доллара в реальном выражении составил 114,1% от уровня в июле 1998 года, курс евро – 99,3%, а реальный эффективный курс рубля практически совпал с «преддефолтным». Таким образом, эффект девальвации, полученный девять лет назад, был исчерпан, а с учетом минувших восьми месяцев 2007-го российская валюта сейчас уже сильнее, чем до кризиса 1998 года. Однако процесс постепенно замедляется: по итогам нынешнего года Банк России ждет 5-процентного укрепления против 7,4% в прошлом году.

Принято считать, что укрепление национальной валюты наносит вред экономике, поскольку ухудшает позиции производителей, конкурирующих с импортом. В то же время последняя российская статистика не вполне подтверждает этот тезис: бурный рост наблюдается в обрабатывающих отраслях, в то время как производство в добывающих близко к стагнации. На практике же поставить «сильному рублю» однозначную оценку – «хорошо» или «плохо» – сложно, так как даже внутри отдельных секторов картина выглядит достаточно пестрой.

Лучше всего чувствуют себя те отрасли (а в рамках отраслей – те компании), которые, работая на быстро растущие внутренние рынки, мало подвержены давлению импорта. Дорожающий рубль им не мешает, а во многих случаях, наоборот, помогает. Это касается компаний, в высокой степени зависящих от привозного сырья и материалов. Много таких в «пищевке». Например, около 90% всех продаваемых сегодня в России соков производится из импортных концентратов. При этом возможности наращивать долю отечественных поставщиков ограничены естественными причинами: половина всех соков делается из тропических фруктов, которые в России просто не растут. Укрепление рубля радует и кондитеров, особенно производителей шоколада. В себестоимости этого лакомства на импортируемые какао-продукты приходится 40–60%. Цены на какао на мировых рынках за последние несколько лет существенно подросли, и, если бы не «сильный рубль», российские кондитеры столкнулись бы со значительным ростом издержек. Успехи национальной валюты также на руку пивоварам, работающим на импортном солоде, и российским производителям солода, импортирующим ячмень. В очевидном выигрыше и сборочные предприятия с невысокой степенью локализации производства: импортные комплектующие обходятся относительно дешевле.

Еще одна группа выгодополучателей – предприятия, нуждающиеся в модернизации. Еще два-три года назад импортное оборудование было доступно в основном компаниям в добывающем секторе, пищевой промышленности, металлургии. Сейчас же благодаря укреплению рубля его могут себе позволить и в других отраслях – таких, как легкая промышленность и лесопереработка. Справедливости ради нужно отметить, что здесь очень важную роль сыграла отмена ввозных пошлин на многие виды импортного оборудования в прошлом году. В первом полугодии инвестиции в основной капитал увеличились, согласно данным Росстата, на 22,3%.

Практически безболезненным усиление российской валюты было для сферы услуг. А отдельным отраслям оно придало дополнительный стимул. Наиболее очевидный пример – внешний туризм. Наряду с ростом реальных доходов укрепление рубля делает заграничный отдых более доступным для россиян. По данным Федеральной пограничной службы, в 2006 году с целью туризма из страны выехало почти на 15% больше людей, чем в 2005-м. Сильный рубль полезен и для финансового сектора. Избавляясь от наличных долларов, россияне вкладывают их в различные инструменты, позволяя заработать банкам и управляющим компаниям.

Укрепление рубля стимулировало рост внешних частных заимствований. Больше всего повезло тем, кто занимал в долларах в 2002-м и начале 2003 года, когда за единицу американской валюты давали больше 30 рублей, а ставки на международных рынках капитала были на рекордно низких уровнях. Однако в то время привлекать такие деньги могли немногие компании из числа крупнейших. Например, в 2002 году по данным агентства Cbonds.ru, российские компании выпустили еврооблигаций на $3,3 млрд, причем крупнейшими эмитентами были «Газпром» ($1,2 млрд) и «Сибнефть» ($900 млн). Правда, сейчас очевидно, что наращивание внешнего корпоративного долга уже не несет былых выгод.

Журнал «Финанс.» №33 (219) 3 сентября — 9 сентября 2007 — Капитал
Анна Ким

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.