В революционные 90-е годы советские ценности были сосланы в утиль и сразу же народились новые. Одним из ультрамодных поветрий стало получение западного образования. Те, кто мог себе это позволить, не задумываясь, отправляли детей в дальние края. В »нулевых» же стало модно проявлять патриотизм и поддерживать отечественного «производителя». Но рассуждать о прихотях изменчивой моды – занятие неблагодарное и легкомысленное, интереснее поговорить о целесообразности того или иного выбора. То, что у западного бизнес-образования по сравнению с «домашним» очевидных и значительных плюсов больше на порядок, сомневаться трудно. Так ли все однозначно со средним и высшим?
Существует одна ситуация, когда раздумывать об этом было бы странно: если перед вами стоит четкая и желанная цель – остаться жить и работать за границей. Не секрет, что российские дипломы пока не имеют достаточного авторитета за рубежом. Помимо карьерных планов должна учитываться выбранная специальность. Если вы прирожденный физик, математик, инженер или астроном, то есть грезите точными науками, уезжать из России не имеет смысла: потому что одни из ведущих научных школ в мире по-прежнему находятся здесь. С экономикой и сопутствующими дисциплинами дело обстоит сложнее. «Отечественной экономической школы просто не существует, – говорит руководитель проектов консалтинговой группы «Борлас» Алексей Никитин. – Поскольку у нее нет собственной теоретической и методической базы. Так же как и, например, в случае с маркетингом вам просто придется слушать пересказы западных книжек».
«Ф.» предложил рекрутерам и работодателям задуматься над вопросом о плюсах и минусах получения базового образования на Западе и в России. Большинство опрошенных ратовали за получение среднего образования на родине, ссылаясь на применяемый в отечественных школах учебный принцип «максимального расширения кругозора»: российским школьникам не просто учиться из-за большого количества разнообразных предметов, которые могут не пригодиться в будущем, но это, без сомнения, благотворно сказывается на уровне интеллектуального развития. Еще один немаловажный момент – формирование в ребенке определенной ментальности. Если отправить его за границу в детском или юном возрасте, вернется дитя скорее всего западником до мозга костей.
Оптимальным вариантом был признан отъезд на последних курсах института – для изучения специализации. «В качестве плюса «импортного» образования можно отметить его практическую направленность, чем пока не может похвастаться российская образовательная система, выпускающая кадры с огромным багажом теоретических знаний и полным отсутствием понимания возможности их практического применения, – отмечает консультант отдела FMCG компании 3R Recruitment Company Евгения Гоголева. – Минусом зарубежного образования выступает его ограниченная направленность, в то время как российское образование предполагает общую эрудированность и поверхностные знания в отдельных сферах». К достоинствам «западного образовательного пути» можно отнести также знакомство с принципиально иной парадигмой мышления, то, что там учат самостоятельно шевелить мозгами и быть успешным в сегодняшнем глобализирующемся мире. Привлекательно и обитание в многокультурной среде. «Нужно учиться у тех, кто сегодня двигает вперед выбранную вами науку, у специалистов, которые могут делиться собственными свежими экстраординарными идеями, не зафиксированными пока даже в книгах», – подытоживает исполнительный директор SAP в СНГ Борис Вольпе.
Кто, куда, зачем. Подавляющее большинство россиян, обучающихся в западных школах и университетах на программах бакалавриата, – дети обеспеченных родителей, за счет которых приобретение знаний и осуществляется. Георгий Шабад, советник предправления банка «Финсервис», объясняет, почему отправил ребенка учиться за границу: «Мой 14-летний сын учится в Англии, как и дети многих моих знакомых. В России есть очень сильные математические школы, и если ребенок склонен к естественным наукам, то в данном случае знания важнее прочих соображений. В других областях заграничные школы дают значительно больше. Западное образование нацелено не на получение некоторого свода знаний, а на прививание некоторого числа навыков. Также платная школа на Западе подразумевает определенный уровень аудитории – соучеников и преподавателей. Тем самым ребята уже в детстве-отрочестве получают более высокий жизненный статус».
Для детей из семей со средним или низким достатком этот путь фактически заказан: стипендиальных программ для школьников и студентов, желающих получить первое высшее образование за рубежом, по словам руководителя отдела по работе с образовательными организациями компании Begin Group Анны Рубальской, просто нет. Выход – отправляться в те страны, в которых образование, в том числе и для иностранцев, бесплатное или стоимость его чисто символическая: это Германия, Чехия, Скандинавские страны. Но при этом нужно помнить, что обучение там ведется на национальном языке, который нужно хорошо «вызубрить» еще до отъезда из России, и что расходы за проживание лягут на ваши юные плечи нелегким бременем. Среди тех, кто едет за рубеж в магистратуру, большинство оплачивают обучение сами. И на этом образовательном этапе появляется более реальный шанс на получение стипендий и грантов.
В какие страны едут учиться россияне? По данным Begin Group, излюбленными являются четыре направления. Однозначный и стабильный лидер – Великобритания, сделавшая образование одной из основных экспортных статей и всячески его продвигающая. Далее следует Германия, привлекающая образованием добротным и бесплатным, Франция (интересно, что 80% уезжающих туда россиян – девушки, изучающие гуманитарные дисциплины) и, конечно, США. Хотя сложность с получением американской образовательной визы делает это направление менее привлекательным, чем раньше: трудности возникли после 11 сентября 2001 года, когда выяснилось, что террористы въехали в Штаты именно по образовательным визам.
Американское образование в рассказе «Ф.» воспел ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев: «Бесспорным лидером в области высшего образования в мире являются Соединенные Штаты. В любом рейтинге среди ведущих университетов мира в первой сотне будут 60–80 американских и только один российский (МГУ). По отдельным специальностям в России есть вузы, которые находятся на уровне лучших 20–50 американских. При этом ведущие университеты в США лучше ведущих российских университетов, а средние штатовские намного лучше наших средних университетов. Поэтому если есть возможность поступить в американский вуз, необходимо это сделать».
Возвращение. Что происходит с обладателями свеженьких «импортных» дипломов по возвращении в родные пенаты – отдельная интересная тема. Важно понять, оказывает ли заграничное образование на начальном этапе благотворное влияние на их карьеру, облегчает ли оно старт. В России выпускниками западных вузов интересуются прежде всего транснациональные корпорации. Среди отечественных компаний – крупные, выходящие на международные рынки. «Я нанимаю на работу людей преимущественно с западным образованием. Они умеют думать, делать выводы и качественно работать. Студент Мюнхенского университета и студент любого российского университета – два качественно разных студента. С принципиально разными жизненными целями и идеалами. Первые ориентированы на будущее, вторые на настоящее с его сиюминутными благами. В моей практике были примеры очень талантливых ребят с российским или украинским образованием и, напротив, ребят с оксфордским или гарвардским образованием, но абсолютно бестолковых. Хотя вторых, справедливости ради надо признать, меньше», – делится опытом партнер Mint Capital Глеб Давидюк.
Могут ли обладатели всех этих преимущественных качеств рассчитывать на более привлекательную стартовую зарплату, чем выпускники отечественных университетов? Могут, но вовсе не потому, что работодатели млеют от дипломов: «западники» умеют торговаться и набивать себе цену, апеллируя правдоподобными доводами. Эти люди, хлебнувшие самостоятельности, обычно знают цену деньгам и умеют рассчитывать личный бюджет гораздо лучше, чем ребята, по-прежнему живущие под крылом папы с мамой. Но вообще работодатели уверены, что блестящий диплом – актив хоть и значительный, но скоропортящийся и его надо грамотно и быстро использовать. Руководитель управления по работе с персоналом страховой компании «Энергогарант» Наталья Кленова поясняет: «Специалист, окончивший топовый зарубежный вуз, имеет шансы претендовать на более выгодную стартовую позицию в российской компании, но, если диплом не будет подкреплен адекватной целеустремленностью и работоспособностью, шансы на построение хорошей карьеры не будут реализованы. Западное образование можно отнести к ограниченным по времени ресурсам: если человек не успеет реализовать себя в первые годы после окончания университета, то в 30 лет наличие престижного диплома не будет играть уже никакой роли».
Далеко не всегда карьера недавнего студента западного вуза выстраивается на родине триумфально. Достаточно сложная ситуация – когда ребенок уезжает учиться еще в школе и возвращается на родину после университета: адаптация может быть весьма болезненной. И даже если человек найдет работу в зарубежной компании, все равно существует специфика ведения бизнеса в России и в это придется вникать. Причем далеко не все полученные знания могут быть здесь востребованы. Характерный пример привела Евгения Гоголева из 3R Recruitment Company: «Юноша получил образование в области маркетинга, учился сначала в Чехии, затем в Канаде. Проблем с трудоустройством по возвращении в Россию у него не возникло. Он устроился в крупную западную компанию на начальную позицию в отдел маркетинга. Но сейчас остро стоит вопрос его дальнейшего развития: амбиции молодого человека, потратившего пять лет на обучение за рубежом, однозначно опережают его реальную рыночную ценность. Безусловно, он обладает достаточно глубокими познаниями в области маркетинга, владеет новейшими механиками и технологиями. Но проблема в том, что эти знания опережают российскую действительность на несколько лет и в данный момент времени не находят достойного применения».
Еще один заметный минус выпускников западных альма-матер – завышенная самооценка и неадекватные амбиции. «Обладатели зарубежных дипломов считают, что перед ними открыты все двери, а это далеко не так, – считает Любовь Чубенко, менеджер по персоналу компании Blackwood. – Образование – лишь третий критерий при выборе кандидата, однозначно важнее опыт работы и личные качества. Престижные образовательные «марки» вовсе не гарантируют удачливого трудоустройства».
ЦИФРЫ: Цена вопроса
Разброс цен на международное образование велик. Год обучения в магистратуре Гарварда стоит $25 тыс.
Примерно столько же вы потратите на проживание. Год в более скромном и менее престижном американском университете обойдется в $15 тыс. Учебный год в модной Великобритании встанет вам в 12–25 тыс. местных фунтов, и это без учета недешевого проживания. Обучение в немецком университете – гораздо более экономичный вариант: образование в Германии бесплатное, годовое проживание же там обойдется примерно в 6 тыс. евро. В менее «раскрученных» на международном образовательном рынке странах, например в Польше, год обучения стоит около $3 тыс., стоимость проживания также не вполне приемлема.
Западное образование для россиян
+
– Передовые образовательные методики– Новаторские курсы– Практическая направленность– Прорыв в изучении иностранного языка– Знакомство с принципиально иной парадигмой мышления– Расширение карьерных перспектив
–
– Узкая специализация– Незнание российских реалий (законодательных, рыночных)– Присвоение чужой ментальности– Непростая адаптация на родине– Завышенные зарплатные требования выпускников
Журнал «Финанс.» №4 (190) 29 января – 4 февраля 2007 – Образование
Маргарита Удовиченко
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.