Кино
Фильм «Пианист», вышедший в московский прокат 8 мая, стоит посмотреть не только потому, что он получил три премии «Оскар» в 2003 году: за лучшую режиссуру (Роман Поланский), лучшую актерскую работу (Эдриен Броуди) и лучший адаптированный сценарий (Рональд Харвуд). Фильм снят на основе реальных событий — истории знаменитого польского пианиста Владислава Шпильмана, музыканта еврейского происхождения, оказавшегося в оккупированной фашистами Варшаве и попавшего в гетто. Нечеловеческий голод, непрерывный страх, бессмысленная жестокость — снимать такое имеет моральное право не каждый режиссер. «Я сам прошел гетто в Кракове и пережил бомбардировки Варшавы, — говорит Роман Поланский, — и мне хотелось воскресить мои детские воспоминания». Режиссер избегает павильонных декораций, отыскивая старые бараки, в которых когда-то располагалась Cоветская армия, проводя съемки в полуразрушенном больничном комплексе, воссоздавая отдельные сцены по документальным фотографиям.
«Пианист» окольцован и пронизан музыкой. Увертюра к трагедии — «Ноктюрн ре минор» Фредерика Шопена, который Шпильман вдохновенно играет в прямом эфире польской радиостанции. Аккорды длятся недолго: на здание государственного радио немцы сбрасывают бомбу. Так начинается кошмар, которому суждено продлиться шесть лет. Из 500 тыс. варшавских евреев к концу войны в городе останется только 20 человек, а самому Шпильману удастся выжить благодаря помощи немецкого офицера Уильяма Хосенфельда (Томас Кречманн). Он обнаруживает пианиста, прячущегося на чердаке полуразрушенного дома, — жалкого, затравленного, голодного: подручными средствами тот пытается открыть уцелевшую банку огурцов. Дабы проверить, что Шпильман действительно тот, за кого себя выдает, офицер приказывает ему играть. И происходит преображение: пока звучат мощные, скорбные аккорды, не существует ни голода, ни войны, ни смерти — лишь дух музыки, из которого рождается не только трагедия, но и надежда на избавление.
Мистический фильм «Темные воды» — новая работа японского режиссера Хидео Наката, создателя нашумевшего «Звонка», который поверг десятки слабонервных японцев в состояние, близкое к душевному расстройству. На этот раз людям с неуравновешенной психикой просмотр картины также не рекомендуется: в «Темной воде» напряжение снова способно довести до состояния, близкого к панике.
Героиня фильма Ёсми Мацубара (Хитоми Куроки) пытается отстоять родительские права на свою 15-летнюю дочь Икуко (Асами Мидзукава). Они ютятся в темном и мрачном многоквартирном доме, на крыше которого Ёсми находит маленькую красную сумку с детскими игрушками. Она относит сумку в бюро находок, но через некоторое время обнаруживает ее в мусорном баке. Затем сумка появляется на крыше, и это становится похожим на преследование. В доме начинают происходить странные вещи: в воде, которая течет из кранов, появляются пряди черных волос, а мокрое пятно на потолке растет с каждым днем, пока вода не начинает капать с потолка. Из квартиры этажом выше доносятся детские шаги, но дверь никто не отпирает. Напряжение нарастает, когда Ёсми узнает, что два года назад исчезла девочка по имени Мицуко Каваи. Она ходила в тот же детский сад, что и Икуко, и всегда носила на плече маленькую красную сумку…
Выставки
15 мая в объединении «Фотоцентр» пройдет фотовыставка «Карл Булла и сыновья» (классика отечественной фотографии), посвященная 150-летию со дня рождения человека, ставшего по существу родоначальником российской фотожурналистики.
В объектив Карла Буллы (1853-1929) попадали император и члены царской семьи, художники и артисты, лакеи и дворники. В одном из петербургских журналов удалось обнаружить следующее рекламное объявление, данное самим репортером: «Старейший фотограф-иллюстратор Карл Булла занимается фотографированием для иллюстрированных журналов на злобу дня. Снимает все, в чем только встретится потребность, везде и всюду, не стесняясь ни местностью, ни помещением — как днем, таки и во всякое вечернее время, при искусственном освещении». Семейные фототрадиции продолжили сыновья Карла Буллы, которые запечатлели для истории сражения времен русско-японской и Первой мировой войн, драматические события обеих революций.
Сама коллекция не имеет антикварного значения: большая часть фотографий — современная печать с оригинальных негативов, которые хранятся в Госархиве кинофотодокументов Санкт-Петербурга. Тем не менее выставка будет любопытна всем, кто интересуется историей фотографии.
До 31 мая в галерее VP studio проходит выставка «Русские приоритеты» — проект художника Константина Батынкова. Идея родилась случайно: в 1995 году Батынков купил для ребенка американскую энциклопедию об изобретениях, пролистав которую он обнаружил, что практически во всех случаях авторство приписывается иностранцам. Национальная гордость Батынкова была оскорблена, а последним ударом стал найденный в мусорном контейнере в Париже учебник по химии: на периодической системе элементов даже не было указано авторство Менделеева! Терпеть подобную несправедливость Константин Батынков больше не собирался и в 1998 году создал серию графических листов «Русские приоритеты», куда вошло 100 самых известных изобретений. Потом грянул дефолт, и из всего амбициозного проекта удалось реализовать лишь выпуск календаря с графикой художника. Так что настоящая выставка — первый публичный показ работ Батынкова, который хочет переломить ситуацию с нарушением авторских прав российских изобретателей.
Государственный литературный музей совместно с музеем-усадьбой «Архангельское» представляет выставку «Просвещенный интерес, или Маленькая музейная симфония» (К 260-летию Е.Р. Дашковой). Екатерина Дашкова (1743-1810) вошла в историю государства Российского как одна из самых образованных женщин своего времени. Она читала в подлинниках сочинения французских просветителей, встречалась с Вольтером и Дидро, Бенджамином Франклином и Адамом Смитом. «В то время в целой империи было только две женщины, великая княгиня и я, которые занимались серьезным чтением», — писала Дашкова, вспоминая о государственном перевороте 1762 года — том самом перевороте, который сделал амбициозную великую княгиню императрицей Екатериной II. Дашковой же, принимавшей в «революции» самое активное участие, достался пост директора Петербургской академии наук. Будучи натурой увлекающейся, она собрала многотысячную коллекцию книг, которая, как считалось долгое время, была бесследно утеряна. Но совсем недавно в библиотеке Николая Юсупова (музей-усадьба «Архангельское») ученые обнаружили несколько десятков пропавших изданий. Вместе со старинными гравюрами они будут представлены на выставке, которая позволит больше узнать о быте и нравах эпохи Просвещения.
Музыка
16 мая Московская филармония проводит концерт одного из самых ярких скрипачей и виртуозных альтистов Григория Жислина. Любимый ученик легендарного Юрия Янкелевича, воспитавшего таких звездных музыкантов, как Виктор Третьяков, Владимир Спиваков, Татьяна Гринденко, ныне Жислин сам является профессором класса скрипки и альта Королевской музыкальной академии в Лондоне и Музыкальной академии в Вюрцбурге (Германия). Он дает мастер-классы в большинстве европейских стран. Любопытно, что в числе его учениц была и Ванесса Мэй.
Стиль Жислина часто определяют как «виртуозный консерватизм», а его самого лондонская Independent называет «аристократичным исполнителем», «виртуозом с ослепительным владением инструментом». Для московских слушателей, перед которыми живущий в Лондоне Жислин выступает нечасто, он исполнит Скрипичный концерт Сибелиуса в сопровождении Московского симфонического оркестра, управлять которым будет Владимир Вербицкий.
17 мая на сцене МХАТа им. М. Горького состоится концерт группы «Аквариум». БГ со товарищи презентуют свой новый шедевр — альбом под названием «Песни рыбака». Все будет экзотично и глубокомысленно: Гребенщиков, как всегда, философичен и обращен в сторону Востока, что подтверждается участием в записи альбома индийских музыкантов. Альбом записывали в Санкт-Петербурге и Дели, а мастеринг проходил в Лондоне. Так что «Песни рыбака» обещают хорошее качество музыкального материала и… немалый улов от продаж.
Театр
В театре им. Моссовета прошла премьера спектакля «Король Лир» в постановке Павла Хомского. Режиссер не отходит от классического шекспировского текста и все же заметно осовременивает пьесу. Декорации — нагромождение металлических балок а ля эпоха конструктивизма, костюмы — кожаные вещицы, словно стянутые с компании рокеров, — все это вполне органично сочетается с рэпперским речитативом шута (Евгений Стычкин), который, как и положено, смешит публику полунамеками и фривольными жестами, и с затянутой в черную экипировку королевской свитой — мускулистыми молодцами, напоминающими бойцов группы «Альфа». Современные параллели кажутся порой слишком навязчивыми и лежащими на поверхности, но столь же мрачными, как и трагический пафос пьесы.
Главного персонажа — старика короля, преданного коварными дочерьми, играет Михаил Козаков. Это та большая, серьезная роль, о которой обычно мечтают актеры, достигшие определенного возраста. Она полна глубины и драматизма, она богата самыми различными оттенками, и Козаков справляется с этой ролью блестяще. Его герой то по-старчески немощен и едва владеет трясущимися от возраста руками, то по-королевски величествен, то нежен, то безумен и оглушен страданием. Но, в общем-то, шекспировский оригинал притягивает куда сильнее своего сценического воплощения: режиссер слишком увлекается внешней стороной действа, забывая о глубокой разработке образов. Клубы дыма и покореженные покрышки автомобилей; сцены, намекающие на откровенность; драки и бесцеремонный шмон… Впрочем, Шекспир тоже писал свои пьесы, оглядываясь на грубоватые вкусы публики.
Музыкальный ряд достаточно узнаваем. Драматические моменты усиливаются аккордами из It’s My Life Джона Бонджови, безумие короля подчеркивает битловская Michelle, а сцену смерти Лира сопровождают раскаты культового Show Must Go On. На фоне мощного звучания «Квинов» каким-то неубедительным и лишним кажется вставленный Хомским речитатив шута.
Журнал «Финанс.» № 11 (12-18 мая 2003) — Личное
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.