Автоматизация в розницу

Большинство российских технически развитых торговых сетей открывались в середине 90-х годов. Это «Рамстор», «Перекресток», «Седьмой континент», «Лента», «Эльдорадо». Поэтому они находятся примерно в одном и том же цикле жизни внутренних бизнес-процессов. Повальные установки ERP-систем (Enterprise Resource Planning — автоматизация управления предприятием) в них начались два года назад — они составили первую волну внедрений. После затишья подступил второй вал — со стороны региональных торговцев («Форс», «Виктория», DOMO) и крупнейших сетей салонов мобильной связи («Евросеть», «Связной», «Ультрастар», Dixis). Они заменяют «лоскутную автоматизацию» и самописные системы на ERP-решения.

Например, в калининградской торговой сети «Виктория» (работает под брэндами «Дешево», «Квартал», Cash & Carry, оборот в 2004 году — $385 млн) автоматизация началась с момента появления компании в 1993 году — с разработки бухгалтерской системы. По мере развития «Виктории» были частично автоматизированы все основные бизнес-процессы. «Однако с ростом компании стало слишком сложно поддерживать многочисленные и разрозненные блоки информационной системы, не отвечавшей задачам бизнеса и стратегическим планам», — рассказывает Михаил Осадчий, руководитель службы информационных технологий московского дивизиона группы «Виктория». Поэтому сейчас калининградская сеть устанавливает у себя ERP-систему Microsoft Axapta.

Московские и питерские торговые операторы задачу внедрения систем управления уже решили. Они начинают оптимизировать уже имеющиеся ERP-решения, устанавливая у себя специализированные системы бизнес-анализа, документооборота, мерчандайзинга.

Нестандартная розница. Активно инвестировать в автоматизацию бизнеса торговые сети заставляет огромное количество операций. Так как они работают с маленькой маржой, любая ошибка, например, в определении цены товара может привести к немалым убыткам.

Главным направлением автоматизации розничных сетей остается внедрение ERP-систем. Эксперты советуют выбирать отраслевое решение. «Производители ERP-систем делают свои продукты универсальными, подходящими большому количеству компаний, — размышляет Денис Свердлов, член совета директоров «Корус Консалтинг». — Они закладывают только базовые, основные бизнес-процессы, не охватывая некоторые специфичные функции». Розничный бизнес далек даже от родственной дистрибуции. Например, процесс введения новой товарной позиции. Если дистрибьюторской компании достаточно впечатать свежий прайс-лист в IT-систему, то розничной сети помимо этого необходимо растиражировать этикетки, перемаркировать товар, поставить его на полки и загрузить информацию в кассовую систему. Другой пример — собственное кулинарное производство, которое есть у большинства гипермаркетов. Его не получится автоматизировать с помощью модуля «Производство», который есть в стандартных ERP-системах. Он просто не будет работать, так как окажется слишком сложным. Чтобы не отдавать описание не охваченных стандартной системой бизнес-процессов на откуп консалтинговой компании, торговые сети все чаще устанавливают отраслевые решения.

Здесь выбор невелик. В России до сих пор не локализованы системы, разработанные специально для торговли, такие как Retek и JDA. Поэтому столичные торговые операторы используют адаптированные ERP-решения SAP for Retail и Axapta Retail. Кроме того, внедрение Oraсle J.D. Edwards проходит в сети «Связной». Проект рассчитан на 1,5 года и обойдется компании в $2,5 млн. Региональные операторы работают на Microsoft Navision, а также российских разработках «Парус» и «Галактика», либо обходятся без ERP-системы вовсе.

Так, в питерской торговой сети «Лавента» Александра Каца, планирующей открыть 10 гипермаркетов за три года, выбрали IT-решение Axapta Retail. В компании рассчитывают автоматизировать за семь месяцев около 100 рабочих мест в центральном офисе и по 10-20 лицензий закупить на каждый магазин. «Одним из ключевых условий при выборе системы была реализация успешных проектов в розничной торговле, — рассказывает IT-директор «Лавенты» Константин Юрганов. — Из сопоставимых по масштабу мы нашли два внедрения: в компании «О’кей» (использует Axapta Retail) и «Ленте» (SAP for Retail). Также рассматривалась система J.D. Edwards, установленная в компании «Лаверна», родственной нам по акционеру». В результате «Лавента» оказалась перед нелегким выбором, так как и Microsoft, и SAP предоставили существенные скидки на программное обеспечение. «По совокупной стоимости оценки работ по внедрению, аппаратной части и стоимости лицензий решение от SAP было дороже всего в два раза, — рассказывает Константин Юрганов. — Но это уже дало повод для размышлений, так как SAP и Microsoft — системы разного уровня». Финальное решение по выбору ERP-решения принимал акционер «Лавенты».

Модные примочки. После внедрения ERP-системы торговые сети начинают задумываться над оптимизацией и усилением наиболее важных блоков. Одним из таких направлений является установка системы бизнес-анализа (BI-системы). «Розничный бизнес насыщен потоками данных, — размышляет Артур Хамидуллин, директор департамента информационно-аналитических систем компании TopS BI. — Это внутренние операции, маркетинговые исследования, интернет, периодические издания, инсайдерская информация. Вопрос в том, как полученные данные преобразовать в качественную информацию, необходимую для принятия эффективных управленческих решений». Зачастую из-за стремительного роста компании информация в корпоративной системе накапливается так быстро, что не успевает обрабатываться. IT-решения бизнес-анализа помогают систематизировать эти данные.

«BI-решения на основании оперативного анализа чеков и всех имеющихся данных в учетной системе компании помогают спрогнозировать набор брэндов в каждой категории, правильную выкладку товара, — рассказывает Павел Егорихин, директор по маркетингу компании «Программ Лайн». — Анализ может проводиться в зависимости от множества факторов, например времени или расположения магазина». Так, наиболее эффективными категориями товара считаются алкоголь и скоропортящиеся продукты. В то же время сложно спрогнозировать спрос на них, оперативность поставок. BI-система помогает отследить статистику продаж каждого товара, помогая определить периодичность поставок в зависимости от любых факторов. При этом решается вопрос наличия нужного количества товара в запасе, не перегружая склад. BI-системы относительно дешевы: Павел Егорихин говорит, что для сети супермаркетов из пяти магазинов достаточно 30 лицензий общей стоимостью $16 тыс., а с учетом стоимости внедрения весь проект обойдется в $40 тыс. В России представлены BI-системы Cognos, Geac, Hyperion.

Другое направление автоматизации розничной торговли — внедрение специализированных систем для мерчандайзинга (оптимальной расстановки товара на прилавке). В России для этого используются отечественные разработки ИСМ-Т и ST-Мерчандайзинг, а также западная Space Management. Однако внедрению подобных систем мешает проблема сбора данных о товаре. Для того чтобы приложение по мерчандайзингу эффективно работало, необходимо собрать огромное количество информации о всех товарах: вид упаковки, объем, вес. «Когда в зале 20 тыс. наименований товара, работа по сбору таких данных — очень сложная задача, — рассказывает Денис Свердлов. — Некоторые розничные сети начали внедрять Space Management, но уперлись в проблематику сбора данных».

В российском авангарде автоматизации розничного бизнеса — использование мобильных решений (технологии Wi-Fi). Они вовсю используются питерскими и московскими операторами торговли — «Лента», «О’кей», «Рамстор» (см. «Ф.» № 15, 2005). С их помощью решается проблема оперативной инвентаризации. Так, по стандартной технологии сотрудники ходят по складу или гипермаркету и заполняют бумажные ведомости. Затем данные вручную переносятся в корпоративную систему. При использовании мобильных решений этикетка товара сканируется мобильным терминалом сбора данных — карманным компьютером, подсоединенным к ERP-системе. Так мерчандайзер получает всю информацию о товаре: количество товара на складе, сроки поставки, текущую цену. И если, например, цена в системе не соответствует стоимости товара на полке, мерчандайзер может прямо из торгового зала заказать новые этикетки.

Журнал «Финанс.» № 24 (114) 27 июня — 3 июля 2005 — IT + финансы
Андрей Школин

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.