Автоматизация в розницу

Большинство российских технически развитых торговых сетей открывались в середине 90-х годов. Это “Рамстор”, “Перекресток”, “Седьмой континент”, “Лента”, “Эльдорадо”. Поэтому они находятся примерно в одном и том же цикле жизни внутренних бизнес-процессов. Повальные установки ERP-систем (Enterprise Resource Planning – автоматизация управления предприятием) в них начались два года назад – они составили первую волну внедрений. После затишья подступил второй вал – со стороны региональных торговцев (“Форс”, “Виктория”, DOMO) и крупнейших сетей салонов мобильной связи (“Евросеть”, “Связной”, “Ультрастар”, Dixis). Они заменяют “лоскутную автоматизацию” и самописные системы на ERP-решения.

Например, в калининградской торговой сети “Виктория” (работает под брэндами “Дешево”, “Квартал”, Cash & Carry, оборот в 2004 году – $385 млн) автоматизация началась с момента появления компании в 1993 году – с разработки бухгалтерской системы. По мере развития “Виктории” были частично автоматизированы все основные бизнес-процессы. “Однако с ростом компании стало слишком сложно поддерживать многочисленные и разрозненные блоки информационной системы, не отвечавшей задачам бизнеса и стратегическим планам”, – рассказывает Михаил Осадчий, руководитель службы информационных технологий московского дивизиона группы “Виктория”. Поэтому сейчас калининградская сеть устанавливает у себя ERP-систему Microsoft Axapta.

Московские и питерские торговые операторы задачу внедрения систем управления уже решили. Они начинают оптимизировать уже имеющиеся ERP-решения, устанавливая у себя специализированные системы бизнес-анализа, документооборота, мерчандайзинга.

Нестандартная розница. Активно инвестировать в автоматизацию бизнеса торговые сети заставляет огромное количество операций. Так как они работают с маленькой маржой, любая ошибка, например, в определении цены товара может привести к немалым убыткам.

Главным направлением автоматизации розничных сетей остается внедрение ERP-систем. Эксперты советуют выбирать отраслевое решение. “Производители ERP-систем делают свои продукты универсальными, подходящими большому количеству компаний, – размышляет Денис Свердлов, член совета директоров “Корус Консалтинг”. – Они закладывают только базовые, основные бизнес-процессы, не охватывая некоторые специфичные функции”. Розничный бизнес далек даже от родственной дистрибуции. Например, процесс введения новой товарной позиции. Если дистрибьюторской компании достаточно впечатать свежий прайс-лист в IT-систему, то розничной сети помимо этого необходимо растиражировать этикетки, перемаркировать товар, поставить его на полки и загрузить информацию в кассовую систему. Другой пример – собственное кулинарное производство, которое есть у большинства гипермаркетов. Его не получится автоматизировать с помощью модуля “Производство”, который есть в стандартных ERP-системах. Он просто не будет работать, так как окажется слишком сложным. Чтобы не отдавать описание не охваченных стандартной системой бизнес-процессов на откуп консалтинговой компании, торговые сети все чаще устанавливают отраслевые решения.

Здесь выбор невелик. В России до сих пор не локализованы системы, разработанные специально для торговли, такие как Retek и JDA. Поэтому столичные торговые операторы используют адаптированные ERP-решения SAP for Retail и Axapta Retail. Кроме того, внедрение Oraсle J.D. Edwards проходит в сети “Связной”. Проект рассчитан на 1,5 года и обойдется компании в $2,5 млн. Региональные операторы работают на Microsoft Navision, а также российских разработках “Парус” и “Галактика”, либо обходятся без ERP-системы вовсе.

Так, в питерской торговой сети “Лавента” Александра Каца, планирующей открыть 10 гипермаркетов за три года, выбрали IT-решение Axapta Retail. В компании рассчитывают автоматизировать за семь месяцев около 100 рабочих мест в центральном офисе и по 10-20 лицензий закупить на каждый магазин. “Одним из ключевых условий при выборе системы была реализация успешных проектов в розничной торговле, – рассказывает IT-директор “Лавенты” Константин Юрганов. – Из сопоставимых по масштабу мы нашли два внедрения: в компании “О’кей” (использует Axapta Retail) и “Ленте” (SAP for Retail). Также рассматривалась система J.D. Edwards, установленная в компании “Лаверна”, родственной нам по акционеру”. В результате “Лавента” оказалась перед нелегким выбором, так как и Microsoft, и SAP предоставили существенные скидки на программное обеспечение. “По совокупной стоимости оценки работ по внедрению, аппаратной части и стоимости лицензий решение от SAP было дороже всего в два раза, – рассказывает Константин Юрганов. – Но это уже дало повод для размышлений, так как SAP и Microsoft – системы разного уровня”. Финальное решение по выбору ERP-решения принимал акционер “Лавенты”.

Модные примочки. После внедрения ERP-системы торговые сети начинают задумываться над оптимизацией и усилением наиболее важных блоков. Одним из таких направлений является установка системы бизнес-анализа (BI-системы). “Розничный бизнес насыщен потоками данных, – размышляет Артур Хамидуллин, директор департамента информационно-аналитических систем компании TopS BI. – Это внутренние операции, маркетинговые исследования, интернет, периодические издания, инсайдерская информация. Вопрос в том, как полученные данные преобразовать в качественную информацию, необходимую для принятия эффективных управленческих решений”. Зачастую из-за стремительного роста компании информация в корпоративной системе накапливается так быстро, что не успевает обрабатываться. IT-решения бизнес-анализа помогают систематизировать эти данные.

“BI-решения на основании оперативного анализа чеков и всех имеющихся данных в учетной системе компании помогают спрогнозировать набор брэндов в каждой категории, правильную выкладку товара, – рассказывает Павел Егорихин, директор по маркетингу компании “Программ Лайн”. – Анализ может проводиться в зависимости от множества факторов, например времени или расположения магазина”. Так, наиболее эффективными категориями товара считаются алкоголь и скоропортящиеся продукты. В то же время сложно спрогнозировать спрос на них, оперативность поставок. BI-система помогает отследить статистику продаж каждого товара, помогая определить периодичность поставок в зависимости от любых факторов. При этом решается вопрос наличия нужного количества товара в запасе, не перегружая склад. BI-системы относительно дешевы: Павел Егорихин говорит, что для сети супермаркетов из пяти магазинов достаточно 30 лицензий общей стоимостью $16 тыс., а с учетом стоимости внедрения весь проект обойдется в $40 тыс. В России представлены BI-системы Cognos, Geac, Hyperion.

Другое направление автоматизации розничной торговли – внедрение специализированных систем для мерчандайзинга (оптимальной расстановки товара на прилавке). В России для этого используются отечественные разработки ИСМ-Т и ST-Мерчандайзинг, а также западная Space Management. Однако внедрению подобных систем мешает проблема сбора данных о товаре. Для того чтобы приложение по мерчандайзингу эффективно работало, необходимо собрать огромное количество информации о всех товарах: вид упаковки, объем, вес. “Когда в зале 20 тыс. наименований товара, работа по сбору таких данных – очень сложная задача, – рассказывает Денис Свердлов. – Некоторые розничные сети начали внедрять Space Management, но уперлись в проблематику сбора данных”.

В российском авангарде автоматизации розничного бизнеса – использование мобильных решений (технологии Wi-Fi). Они вовсю используются питерскими и московскими операторами торговли – “Лента”, “О’кей”, “Рамстор” (см. “Ф.” № 15, 2005). С их помощью решается проблема оперативной инвентаризации. Так, по стандартной технологии сотрудники ходят по складу или гипермаркету и заполняют бумажные ведомости. Затем данные вручную переносятся в корпоративную систему. При использовании мобильных решений этикетка товара сканируется мобильным терминалом сбора данных – карманным компьютером, подсоединенным к ERP-системе. Так мерчандайзер получает всю информацию о товаре: количество товара на складе, сроки поставки, текущую цену. И если, например, цена в системе не соответствует стоимости товара на полке, мерчандайзер может прямо из торгового зала заказать новые этикетки.

Журнал «Финанс.» № 24 (114) 27 июня – 3 июля 2005 – IT + финансы
Андрей Школин

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.