Майские тезисы

1 В течение весны неоднократно озвучивались призывы ФСФР использовать для первичных размещений акций (IPO) депозитарии вместо регистраторов. Однако нельзя не отметить, что, во-первых, в случае размещения акций на бирже эмитент это сделает, по сути, автоматически, без каких-либо ценных указаний сверху. Во-вторых, аргументы против плохих регистраторов выглядят как ссылки на неведомые науке источники информации, согласно которым на перерегистрацию прав собственности в реестре требуется от 8 дней или двух недель (?), а обходится такая перерегистрация якобы в 0,3% от стоимости сделки. Возникает впечатление о наличии некого особо приближенного брокера, рассказывающего регулятору сказки начала 90-х годов о поездке к регистратору в тундру на оленьей упряжке.

2 В качестве развития этой идеи с высоких трибун предложено создание отдельного депозитария, специализирующегося на учете прав на ценные бумаги при первичных размещениях. Очевидно, что в технологическом плане выращивание еще одной расчетно-депозитарной структуры бессмысленно. С другой стороны, нельзя исключать, что у регулятора есть политическая цель. Например, не мытьем, так катаньем принудить ДКК и НДЦ хоть к какому-то совместному проекту, из которого затем можно попробовать «вылепить» Центральный депозитарий. Однако представляется, что для этой благой цели можно было бы придумать что-то более практичное, чем очередной депозитарий, даже очень специализированный.

3 Тем более что само по себе создание Центрального депозитария, даже если регулировать его деятельность будет напрямую регулятор, а права и обязанности ЦД закрепит специальный закон, не решит правовой проблемы, порождаемой бездокументарной формой ценной бумаги в России. Утрата ценной бумагой материально-вещественной (документарной) оболочки не только повышает ее оборотоспособность, но и требует еще не отраженных в отечественной правовой системе новых подходов к защите прав собственности на ценные бумаги. В связи с этим гораздо большего внимания заслуживает дискуссия, ведущаяся в судебной системе вплоть до уровня Высшего арбитражного суда, об определении в цепочке эмитент — регистратор — владелец ценных бумаг лица, ответственного за возмещение материальных потерь при утрате прав собственности на ценные бумаги в результате неправомерных действий кого-либо.

В силу того, что отечественные юристы склонны рассматривать инфраструктурную деятельность по учету прав собственности на ценные бумаги как предпринимательскую, то доминирующая на данный момент точка зрения состоит в том, что солидарно с эмитентом ответственность даже за невиновные действия должен вести учетный институт. То есть в случае реализации вышеизложенных предложений ФСФР — в первую очередь Центральный депозитарий. В силу его единственности вероятность такой неограниченной по масштабам ответственности многократно возрастет, а устойчивость учетной системы уменьшится.

4 Лицам, ответственным за разработку государственной политики в этой сфере, необходимо разобраться в ситуации и понять, что назначение регистраторов на роль «козлищ отпущения» и замена их депозитариями, не изменит содержания самой функции по ведению реестра. Она лишь усугубит уже имеющиеся проблемы конфликтом интересов, неизбежно возникающим при обслуживании одной и той же инфраструктурной организацией и эмитентов акций, и их владельцев.

Может быть, в том числе и поэтому в очередном послании Президента РФ Федеральному собранию говорится не о создании Центрального депозитария, а о необходимости организовать на территории России биржевую торговлю нефтью, газом, другими сырьевыми товарами с расчетами в рублях. Хочется надеяться, что хоть это повлияет на акценты в политике регулятора финансового рынка. При том, что за исключением вопросов развития инфраструктуры она обычно носит вполне либеральный характер.

5 Взять хотя бы новый нормативный акт ФСФР, регламентирующий порядок организации внутреннего контроля у профучастника рынка. Согласно ему, наконец-то решена проблема контролера в филиалах регистраторов и депозитариев. Теперь их функции в тех случаях, когда операции по счетам, на которых учитываются права собственности на ценные бумаги, по местонахождению филиала не совершаются, смогут осуществлять контролеры головного офиса. Надо признать, что этот абсолютно разумный шаг облегчит жизнь многим участникам рынка. Надеюсь, что в умах чиновников рано или поздно возобладает идеология пусть малых, но реально полезных дел вместо заблуждений о роли благодетельного госрегулирования в обеспечении бесконечного и равномерного роста капитализации рынка ценных бумаг.

Журнал «Финанс.» № 20 (157) 29 мая — 4 июня 2006 — Финансовые рынки

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.