Проанализировав данные МНС о поступлениях от специальных налоговых режимов за первый квартал текущего года, эксперты Минэкономразвития подготовили предложения по совершенствованию “упрощенки”. Документы, предполагающие внесение изменений в кодекс, находятся на рассмотрении в правительстве. Не исключено, что поправки будут вынесены на рассмотрение законодателей уже в осеннюю сессию.
Увеличить объем доходов. Изменения в законодательстве, действующие с 1 января 2003 года (см. справку), коснулись объема доходов, дающих право перехода на УСН. Эта цифра увеличилась с 10 до 15 млн рублей в год. При этом налоговая ставка по объекту налогообложения “доходы” была снижена с 10 до 6%, а по объекту налогообложения “доходы минус расходы” – с 30 до 15%.
Несмотря на падение налоговых ставок, поступления от УСН за первые три месяца года увеличились до 2,047 млрд рублей, что составляет около 107% выплат за первый квартал 2002 года. Специалисты Минэкономразвития объясняют это расширением числа налогоплательщиков, работающих по этой схеме, за счет снижения налоговой ставки и увеличения уровня доходов, с которыми можно работать по УСН. Результаты, видимо, удовлетворили экспертов министерства. Основные предложения, с которыми выступает МЭРТ, направлены на привлечение на “упрощенку” большего числа налогоплательщиков.
В Минэкономразвития журналу “Финанс.” пояснили, что наиболее важной инициативой является очередное увеличение объема доходов налогоплательщика, позволяющего перейти на УСН. В министерстве пока не готовы озвучить рекомендуемый уровень. В качестве основного аргумента в пользу повышения объемов доходов чиновники называют инфляцию и рост цен на энергоносители.
Юрист компании “Что делать Консалт” Елена Контонистова считает, что повышение объема доходов просто необходимо. “Некоторые предприниматели могли показывать заниженный доход, чтобы иметь право на уплату налога по УСН. С повышением максимально допустимого объема доходов предприятия смогут законно пользоваться преимуществами “упрощенки”. Вместе с тем, по данным самого МЭРТ, изменения, введенные с 1 января текущего года, позволили снизить налоговую нагрузку на “упрощенщиков” на 60%. В свете того, что с 1 января 2004 года НДС снижается до 18%, стремление компенсировать потери бюджета может вылиться в увеличение налоговой нагрузки, считает Елена Контонистова.
По мнению эксперта аудиторской компании “АРНИ” Дмитрия Трошина, повышение уровня доходов не является необходимым, так как рост инфляции не был столь уж велик за период с 1 января 2003 года. Ведущий консультант Международного консультационно-правового центра по налогообложению Марина Полякова также считает, что действующий сейчас порог дохода в 15 млн рублей в год является достаточным. А обозначенной в НК предельной стоимости основных средств (100 млн рублей) достаточно и для крупных предприятий. “Не думаю, что увеличение размера доходов, при котором возможен переход на УСН, повлечет массовый переход на “упрощенку” тех налогоплательщиков, которые еще этого не сделали”, – считает Марина Полякова.
Еще одна новация Минэкономразвития касается НДС. Предприятия на “упрощенке” сейчас освобождены от уплаты этого налога. МЭРТ же предлагает ввести добровольную уплату НДС. Основной аргумент экспертов министерства: зачастую большим предприятиям невыгодно работать с малыми в одной цепочке, так как они не могут принять к зачету НДС.
Дмитрий Трошин расценивает предложение Минэкономразвития как выгодное не только для крупных предприятий, работающих в цепочке с малыми, но и для предприятий на “упрощенке”.
Марина Полякова также поддерживает новацию министерства. “Вполне возможно, что с 1 января 2004 года произойдет откат части предприятий с УСН на общий налоговый режим. В основном из-за потерь, которые несет отмена НДС для части налогоплательщиков. Если инициатива министерства будет поддержана на законодательном уровне, можно ожидать значительного притока налогоплательщиков на УСН”, – говорит эксперт. Тем не менее не стоит ожидать, что возможность выбирать, платить НДС или нет, появится с начала следующего года. “Введение права на уплату НДС усложняет налоговый режим, что противоречит принципам УСН. К тому же необходимо тщательно подсчитать возможные потери и приобретения бюджета от этого шага”, – добавила Марина Полякова.
Регионы опоздали. Если поступления от УСН показывают положительную динамику, то данные по ЕНВД совсем не радужные. Поступления по налогу на вмененный доход за первый квартал 2003 года составили 4,65 млрд рублей, или 70% платежей за аналогичный период прошлого года. В МЭРТ считают, что основной причиной снижения доходов явился поздний срок принятия изменений в НК – 31 декабря 2002 года. Субъекты Федерации не успели вовремя принять собственные законодательные акты, регулирующие ЕНВД. Дело в том, что налоговая база, которую самостоятельно рассчитывают налогоплательщики, зависит от корректирующих коэффициентов К1, К2 и К3. На их величину увеличивается базовая доходность по определенным видам деятельности. Коэффициент К1 рассчитывается в зависимости от кадастровой стоимости земли в регионе. Коэффициент К2 учитывает особенности ведения предпринимательской деятельности (ассортимент товаров, работ, услуг; сезонность). К3 – это коэффициент-дефлятор, который соответствует индексу изменения потребительских цен. Коэффициенты К1 и К3 устанавливаются правительством, а прерогатива по определению размера коэффициента К2 отдана субъектам Федерации. Региональные власти могут устанавливать этот коэффициент только в пределах от 0,01 до 1 включительно.
Вразрез. По данным МНС, изменилась структура распределения собранного ЕНВД между бюджетами. В первом квартале доля платежей в федеральный бюджет резко возросла – до 174%, а поступления в консолидированный бюджет субъектов снизились до 47% от уровня за аналогичный период прошлого года. Эксперты Минэкономразвития объясняют такую динамику законодательными изменениями режима ЕНВД. С начала года 60% поступлений от предприятий и индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕНВД, перечисляется в федеральный бюджет. Ранее 70% поступлений от организаций и 100% сумм от индивидуальных предпринимателей перечислялось в региональные и местные бюджеты. В министерстве признают, что региональные налоговые органы, стремясь компенсировать потери бюджетов, неоправданно повысили корректирующие коэффициенты. Поэтому в качестве меры совершенствования режима ЕНВД эксперты Минэкономразвития предлагают увеличение доли поступлений в региональные бюджеты не ниже уровня 2002 года.
Это предложение, считает Марина Полякова, должно снизить налоговую нагрузку на предпринимателей. “Региональные органы власти резко повысили корректирующие коэффициенты, ввели сложные системы их расчета. А налогоплательщики выражают недовольство, но в силу невысокой налоговой грамотности вынуждены платить даже завышенный налог. Думаю, это предложение Минэкономразвития будет принято законодателями”.
Кассовые машины не нужны. Также МЭРТ выступило с предложением отменить использование контрольно-кассовых машин налогоплательщиками, работающими в режиме ЕНВД. Изменение будет касаться сферы бытовых и автотранспортных услуг. Вместо чеков предполагается использовать бланки строгой отчетности: квитанции или билеты. В торговле отменять кассовые машины чиновники не собираются – это было бы нарушением прав потребителя.
Марина Полякова пояснила, что “по большому счету кассовые машины при ЕНВД и не нужны, так как налог взимается без учета выручки. Если поправки будут вноситься, то не только в Налоговый кодекс, но и в закон о применении контрольно-кассовой техники, принятый совсем недавно – в мае 2003 года. Причем изменения должны коснуться и остальных предприятий, занятых в сфере бытовых и автотранспортных услуг. Странно будет, если освобождение от применения кассовых машин будет зависеть от применяемой системы налогообложения. Обычно право не применять ККМ предоставляется организациям и предпринимателям в зависимости от вида их деятельности, а не по налоговому признаку”.
Елена Контонистова не считает, что предложения МЭРТ по отмене контрольно-кассовой техники пройдут. “Положения закона о ККМ свидетельствуют о тенденции на ужесточение правил проведения наличных денежных расчетов. Вряд ли законодатели пойдут на такое послабление, как отмена кассовых машин”.
ГЛАВЫ НК РФ 26.2 и 26.3, регулирующие применение упрощенной системы налогообложения (УСН) и единого налога на вмененный доход (ЕНВД), вступили в силу с 1 января 2003 года. Ранее применение этих специальных налоговых режимов регулировалось законами “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” и “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”.
Упрощенная экономия
Механизмы минимизации налогообложения с применением УСН могут быть эффективнее, чем заезженные офшорные схемы. В схемах могли бы использоваться и фирмы, выплачивающие ЕНВД. Однако возможности их применения ограничены перечнем сфер, в которых этот налоговый режим может применяться (бытовые, автотранспортные услуги, розничная торговля, общественное питание).
Схема с применением УСН выглядит следующим образом. Крупная фирма заключает договоры услуг с компанией на “упрощенке”. Выплаты ложатся на себестоимость крупной компании. В качестве налогооблагаемой базы фирмы на “упрощенке” выбираются именно “доходы”, ведь налог в данном случае составит 6%. Расходы инфраструктурной фирмы минимальны. Набирать штат и, следовательно, выплачивать заработную плату не обязательно. Вместо бухгалтерского учета в полном объеме ведется книга учета доходов и расходов.
Схема с применением инфраструктурной компании на “упрощенке” позволяет экономить до 18% выплаченных сумм. Согласно грядущим изменениям в НК, закрепленным Федеральным законом № 104, с 1 января 2005 года у предприятий на “упрощенке” будет единственный возможный для применения объект налогообложения – “доходы минус расходы”. Менеджер проектов департамента корпоративных финансов АКБ “ЦентроКредит” Кирилл Лебедев считает, что описанная схема потеряет свою привлекательность. “Изменение налогооблагаемой базы приведет либо к снижению эффективности, либо к необходимости наращивания затрат уже в самих “упрощенщиках”, – пояснил эксперт. – Скорее всего такое наращивание будет обеспечиваться так называемыми фирмами-“помойками” (фирмы, занимающиеся обналичиванием средств. – “Финанс.”). Использование подобных схем – это уже не оптимизация налогов, а уклонение от их уплаты”.
Предложенные Минэкономразвития поправки не повлияют на применение описанной схемы. Облегчить ее применение должно увеличение порога доходов, который позволяет компаниям работать по “упрощенке”. Ведь сейчас, если крупное предприятие задалось целью вывести из-под налога на прибыль более 15 млн рублей, оно будет создавать как минимум две компании, работающие на УСН.
Кирилл Лебедев не считает, что поправки значительно расширят возможности для оптимизаторов: “Расходы на содержание фирм, применяющих УСН, не столь значительны. Не думаю, что для компании, которая оптимизирует, скажем, 60 млн рублей в год, является принципиальным содержать четыре или три инфраструктурные компании”.
Эксперт также считает, что предложение по добровольной выплате НДС не способно расширить возможности оптимизации с помощью УСН, так как использующие схему компании сознательно отказываются от НДС, принимаемого к зачету. “Рискну предположить, что добровольная уплата НДС может устроить компании с более или менее постоянными инвестиционными затратами, обеспечивающими объемы НДС к зачету, но в то же время не относящимися на себестоимость. На обсуждаемую схему предложенная мера не окажет влияния: НДС просто переходит с одной компании на другую, не покидая группу”, – говорит Кирилл Лебедев.
Журнал «Финанс.» № 30 (6-12 октября 2003) – Опыт
Анастасия Иванова
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.