АИ-2005

Андрей Илларионов достоин уважения за то, что не боится генерировать конкретные идеи на тему «Что делать с экономикой», а не отделывается лежащими на поверхности умозаключениями, как большинство чиновников. Советник президента одним из первых откликнулся на призыв президента и озвучил свой антиинфляционный план. Краткая суть этого плана состоит в максимальном уменьшении количества денег в экономике и максимальной либерализации доступа на все рынки. В частности, Андрей Илларионов предлагает снизить цену отсечения для Стабфонда (рыночная цена, при превышении которой все дополнительные доходы федерального бюджета идут в Стабфонд) до $17-18, а лучше $12, запретить госкомпаниям заимствования за рубежом, отказаться от Инвестиционного фонда, предусмотренного бюджетом-2006. Стабфонд использовать только на погашение внешнего долга, отменить государственные интервенции на зерновом рынке и квоты на ввоз мяса. И ряд других мер.

Андрей Илларионов абсолютно прав: все эти меры приведут к снижению инфляции. Но какой ценой? Программу можно сравнить с истреблением колорадского жука путем коврового бомбометания. Очевидно, что ни правительство, ни ЦБ, ни президент не согласятся с предложениями экстравагантного экономиста. Но поскольку президент на борьбу с инфляцией настроился решительно, его подчиненные все-таки будут вынуждены подготовить некий список антиинфляционных мер.

Ключевое место в этом списке должно занимать антимонопольное регулирование на бензиновом рынке. Очевидно, что государство затормозит подорожание бензина. Более того, чиновники могут заставить нефтяников существенно снизить цены.

Стагнация инфляции. По данным Росстата, в сентябре рост цен на бензин оказался просто неприличным – 7,9%.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что правительству пришлось пересмотреть свой инфляционный прогноз на год. Изначально денежные власти планировали на 2005 год инфляцию в размере 8-9%. Теперь есть риск, что она выйдет за пределы 11%, то есть будет близка к прошлогоднему показателю – 11,7%. Более того, рост цен за 12 месяцев, закончившихся 30 сентября, составил 12,3%. Бензин и солярка, подорожавшая за год на 33%, тут сыграли не менее важную роль, чем расширение рублевой денежной массы в результате прилива нефтедолларов.

Подорожание бензина – не только экономический, но и психологический повод для подъема цен почти на любой товар или услугу из корзины, на основании которой Росстат считает потребительскую инфляцию. Житейский пример: частные извозчики поднимают таксу, оправдывая это ростом расходов на топливо, хотя «бензиновая себестоимость» поездки ничтожна. На самом деле расход бензина на поездку протяженностью 10 километров составляет 1 литр (допустим). В цене, которую называет частник – 150-200 рублей, эти затраты растворяются при любой стоимости бензина – хоть 10, хоть 20 рублей за литр. Если бензин дорожает на пару рублей, частник настаивает на повышении таксы рублей на 50. Это, конечно, маргинальный пример, но очевидно, что удорожание бензина крайне негативно влияет на все цены.

Даешь дешевый бензин! Поскольку образование вертикально-интегрированных нефтяных компаний в первой половине 90-х годов проходило путем закрепления за ними целых регионов, страна получила монополистический рынок. Во многих регионах просто нет конкуренции в сфере переработки нефти и сбыта бензина. Официальные антимонопольные меры тут необходимы. Думаю, не произойдет ничего страшного, если чиновники ограничат аппетиты нефтяников на внутреннем рынке еще и неформально – путем убеждения и принуждения. Также вполне можно снизить налоговую нагрузку на цену бензина.

Нефтяная страна должна позволять себе недорогой бензин. Это не роскошь, а средство от инфляции и стагнации.

Журнал «Финанс.» № 40 (130) 31 октября – 6 ноября 2005 – Частная дума
ОЛЕГ АНИСИМОВ, главный редактор

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.