Отечественные компании тратят на аудиторов в среднем около 760 тыс. рублей в год. К их услугам прибегают не только в момент очередной обязательной проверки («Ф.» № 14), но и когда хотят больше узнать о своей организации. Ведь, чтобы контролировать бизнес, руководителям и собственникам необходимо иметь максимум информации. Качественный аудит помогает им получать необходимые данные, правильно оценивать принятые решения, выявлять ошибки и корректировать дальнейшие действия.
«Заказчику становится все сложнее определить, с кем в реальности он имеет дело, – отмечает заместитель гендиректора «Бейкер Тилли Русаудит» Марина Павлова. – Хорошо продуманная и подобранная процедура минимизирует риск принятия неправильного решения». Как уверяет руководитель департамента аудита компании «Аудит – новые технологии» Оксана Руснякова, вывести единый критерий выбора невозможно. По ее словам, многое зависит от самого клиента. Если фирма является дочерним предприятием холдинга, то выбирает аудиторов из списка, утвержденного материнской структурой после проведения тендера или конкурса на очередной отчетный период. Например, «Газпром» ежегодно отбирает около 20 российских компаний для своих «дочек», аналогичным образом поступают «Сибур», «Алроса», «Русал». Самостоятельные предприятия в первую очередь ориентируются на рекомендации своих партнеров и соотношение цена-качество.
Цены аудиторы определяют по каждому договору отдельно – все зависит от сложности поставленной задачи. Общая сумма вознаграждения может зависеть от выручки, оборота, активов предприятия, численности его персонала. Чем лучше налажена у клиента система учета и внутреннего контроля, тем меньше усилий будут прилагать аудиторы и тем ниже, по идее, должна быть стоимость оказываемых ими услуг (хотя на практике так не всегда бывает). Как пояснила генеральный директор «ИЛТС-аудита» Екатерина Портнягина, если контролер когда-то уже сотрудничал с организацией или оказывает ей консультационные услуги на постоянной основе, возможен вариант установления фиксированной цены.
Применяется и повременная схема оплаты, когда цена определяется на основе сметы, согласованной сторонами. Российские организации берут от 10 до 60 $/час, члены «большой четверки» – 50-500 $/час.
Стоимость аудиторских услуг зависит и от срочности их оказания, профиля деятельности клиента, территориального расположения его офисов и производственных помещений. «Не следует платить безумные деньги, но надо понимать, что за копейки качественную услугу приобрести невозможно», – предупреждает Марина Павлова. Низкая стоимость услуг должна насторожить клиента, ведь не исключено, что экономия происходила за счет снижения качества услуг. Заплатив дешево, можно потерять время, но не получить нужного результата.
При оценке качества работы аудитора необходимо ориентироваться на его возможности. С одной стороны, если компания крупная, имеет в штате специалистов различных направлений и способна оказать целый комплекс услуг, то у нее больше шансов угодить клиенту, чем у узкоспециализированных фирм. С другой стороны, знание специфики деятельности заказчика играет не последнюю роль для проведения качественной проверки, считает начальник департамента аудита компании «Городское бюро экспертизы собственности» Анжелла Курбанова. Организации, работающие с определенной отраслью, проведут более глубокий анализ работы заказчика и быстрее выявят нарушения бухгалтерской отчетности.
Следует обращать внимание и на репутацию компании, входит ли она в международные ассоциации, имеет ли представительства в регионах (особенно это важно крупным холдингам, работающим в различных уголках страны). Немаловажно и наличие у компании рейтингов. Впрочем, здесь не так все однозначно. Верхние позиции многих рейтингов аудиторов занимают члены «большой четверки» (если представляют необходимые данные), однако не все организации могут позволить себе их услуги, да и не всегда в этом есть реальная потребность.
«Классический подход компаний «большой четверки» к проведению аудита может не удовлетворить потребности заказчика, – уверяет руководитель департамента информационной политики и связей с общественностью группы «Интерэкспертиза» Ольга Архарова. – Ведь в ходе проверки они только подтверждают достоверность финансовой информации, а российские фирмы оказывают бесплатные консультации по вопросам бухгалтерского, налогового и управленческого учета, да и стоимость их услуг значительно ниже».
Журнал «Финанс.» № 16 (153) 24 апреля – 7 мая 2006 – Услуги для бизнеса
Олег Романенко
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.