Орлан: ускользающая красота со вкусом икры

То ли женщина, то ли инопланетянка: совершенно нереальное существо. Для Орлан, выставка которой в рамках «Фотобиеннале-2004» открылась в ЦДХ, границы между жизнью и творчеством, кажется, не существует. Ее лицо напоминает черно-белую фотографию, с которой она улыбается умно, тонко и чуточку лукаво. Но главная деталь, дающая Орлан право на инопланетное гражданство, — небольшие «рожки», выступающие над бровями. Это результат девяти пластических операций по вживлению имплантантов, которые она перенесла в 1990-1993 годах. Неистовый борец за женские права, Орлан решила расправиться с однообразием кукольных стандартов, монополизировавших понятие красоты, а чтобы придать событию общественный резонанс, обратила его в перформанс. Операция проходила в прямом эфире, художница позировала, а облаченные в театральные костюмы помощники задавали ей вопросы философского толка.

В Москву Орлан привезла не только документацию былого подвига во имя искусства, но и серию фотографий 2000-2003 годов. «Африканская гибридизация» — часть большой выставки, открывшейся недавно в Париже. Ее образы — длинношеяя женщина-жираф, напоминающая красавицу Клеопатру; состоящая из шапки черных перьев маска для ритуала инициации; украшенная немыслимым рогатым гребнем для танца голова жительницы племени Эджагам… Лица ее героинь двоятся, троятся — это и впрямь настоящие гибриды. Об истоках этих необычных фантазий Орлан рассказала корреспонденту «Ф».

— Орлан, как родилась идея самогибридизации?

— Это логически проистекает из моего предыдущего творчества — вот таким, несколько радикальным способом. Для меня, как для женщины, важно иметь возможность по-хозяйски распоряжаться своим телом — своей территорией, поскольку обычно за женщину в этом плане решает кто-то другой. Я хотела бы, чтобы женщина освободилась от созданных за нее стереотипов привлекательности и от навязываемого ей предназначения — материнства, потому как оно порабощает, оставляя женщине очень узкую роль.

— Почему для своих образов вы выбираете африканские маски?

— Я очень много работала с культурой древних цивилизаций еще до того, как обратилась к африканским маскам. Так, египтяне производили некие действия над телом ради его видоизменения. В одном из африканских племен ребенку при рождении очень плотно забинтовывают голову, снимают повязку по истечении трех лет, и его череп принимает особенную, удлиненную форму. Для меня очень интересно проследить стремление многих цивилизаций к трансформации тела, плоти. Но если раньше можно было производить только чисто внешние изменения, то теперь, при новых технологиях, вмешательство в человеческое тело возможно уже изнутри. В своих работах африканские маски я «разбавляю» собственным лицом, и таким образом ставлю вопрос о том, что такое красота и всегда ли эта красота должна отвечать стандартам.

— Вам удалось понять, что такое красота?

— В сущности, красота остается явлением неуловимым — это какая-то птица счастья, которую никак не удержать на месте. Как только пытаешься зафиксировать красоту, придать ей какие-то каноны и их утверждать, в этот момент она пропадает. Тем более если пытаться подогнать ее под стандарты обыденных представлений.

— Изменения тела вызывают в вас какие-то внутренние изменения?

— Нет, я не считаю, что чисто внешние изменения могут повлиять на внутреннюю сущность человека. Скорее то, что я произвела над собой, можно сравнить с каким-то чрезвычайным спортивным достижением. Я чувствую себя спортсменом, который преодолел себя и вышел на небывалую высоту. Но после всех этих экспериментов я заметила, что к моему творчеству стали относиться немного иначе. Это, пожалуй, и есть самые ощутимые изменения.

— Что за история с Мадонной, которая якобы сравнивала ваше творчество со вкусом икры?

— Это была телевизионная передача, во время которой Мадонна сказала, что очень увлечена моими работами. В ответ я подарила ей медальон, в котором был кусочек моей плоти. Вот тогда она и сказала, что это столь же чудесно, как икра. Поэтому я очень рассчитываю на то, что буду нравиться в России. Раз уж меня сравнивают с икрой…

Журнал «Финанс.» № 16 (57) 26 апреля — 2 мая 2004 — Отдых
Юлия Гордиенко

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.