Встреча получилась весьма представительной — в президиуме собрались гендиректора и замы руководителей крупнейших страховщиков. Их аудиторией стали пишущие на страховую тему журналисты. Формат «круглого стола» не получился хотя бы в силу отсутствия подобающего ему предмета мебели, зато прессе предоставилась возможность выслушать, что о ней думают главные ньюсмейкеры страхового рынка. На правах руководителя комитета ВСС по связям с общественностью тон беседе задал гендиректор компании «Россия» Марат Айнетдинов. «Мы тут сильно недорабатываем. Исследования показывают, что большая часть населения не доверяет страхованию как по объективным причинам, так и по вполне субъективным, потому что они плохо информированы об услугах рынка», — сетует он. Иными словами, пресса недостаточно пишет о страховании как таковом, о его достоинствах и более того — жизненной необходимости.
Зато ее очень интересует жизнь непосредственно страховщиков и рынка в целом. И получается, что до российского обывателя доходит больше негативной информации, чем позитива. По этому поводу уже досадовал председатель ВСС Александр Коваль. Особенно его тревожит пристальный интерес журналистов к так называемым серым схемам, к которым прибегают некоторые или даже многие операторы рынка, «оптимизируя» налогообложение своих клиентов. «Но что такое «серая схема»? — задается вопросом Александр Коваль. — Где же тогда надзор и налоговики? Если они санкций никаких не принимают — значит, это все страхование, и не надо морочить никому голову. Не надо придумывать новые термины — «квазистрахование», «псевдострахование», «серые схемы». Ничего из этого нет, все это страхование, просто оно такое специфическое — термин гораздо более правильный».
Возможно, негатив идет потому, что, как выразился генеральный директор компании «Согласие» Игорь Жук, пресса и страховой рынок находятся сегодня по «разные стороны баррикад». «Мы не хотим о себе говорить, а вам и не надо», — охарактеризовал он нынешние взаимоотношения рынка с большинством СМИ. Но все же, пусть это и не слишком вяжется с вышесказанным, Игорь Жук не видит антагонизма между прессой и рынком и в целом настроен оптимистически. Он убежден, что кредит доверия страховщикам, по мере того как журналисты (не без помощи PR-служб) будут просвещать граждан, неизбежно вырастет.
Впрочем, страховая грамотность граждан, на низкий уровень которой попеняли практически все собравшиеся, к информационной открытости имеет лишь косвенное отношение. Гендиректор «Росно» Леонид Меламед не сомневается, что культура страхования в России сформируется, однако к этому должны быть готовы и сами страховщики. «Для развития рынка, привлечения клиентов, разработки и продажи новых продуктов страховщикам потребуются инвесторы, которых интересует, насколько компании открыты с точки зрения прозрачности баланса и состава акционеров, насколько объективны и полны их отчеты, сделанные на основе этой самой прозрачности», — пояснил он свою мысль. Ту же проблему затронул и гендиректор «Альфа-страхования» Владимир Скворцов. По его словам, собственные исследования компании показывают, что «в общем и целом люди достаточно разбираются в страховании», а вопрос «почему они не страхуются?» надо задавать страховщикам. «Нам кажется, что причина — в отсутствии прозрачности в широком смысле этого слова, то есть клиенты не понимают, что такое страховые компании, не понимают наш бизнес, наши балансы, кто появляется на первых местах в рейтингах, кто исчезает», — пояснил он.
Но, наверное, зря Владимир Скворцов помянул про рейтинги, дискуссия вновь зашла об огрехах в работе прессы. Тему подхватил президент группы «Ресо» Сергей Саркисов: «Меня очень удивляет большинство рейтингов, которые появляются в прессе. Например, в них я иногда не нахожу некоторые компании, хотя точно знаю, что в данном сегменте рынка они занимают второе, третье или четвертое место. Выясняю, почему так происходит. Оказывается, в изданиях говорят: если не разместите рекламу, мы вас в рейтинг не ставим. Спрашивается, как доверять такому рейтингу?!» Проблему платных обзоров вскользь затронул и вице-президент «Росгосстраха» Игорь Игнатьев: «Удивляет практика, когда издание пишет по какому-то конкретному интересному для читателя сегменту рынка, например ДМС, при этом ставит условием, что упоминание той или иной компании — только за деньги». В то же время он надеется, что «эту проблему мы пережили». Итог обсуждению финансовых взаимоотношений прессы и страховщиков подвел Марат Айнетдинов: «Мы не против, чтобы наши деньги перетекали к вам, но за то, чтобы это происходило цивилизованным способом». Но вот что делать с информационной открытостью самих страховщиков, так и осталось нерешенным, если не считать резюмирующей фразы заместителя гендиректора «Согаза» Корнея Биждова: «Надо чаще встречаться».
В кулуарах заседания комитета ВСС по связям с общественностью корреспондент «Ф.» поинтересовался у Марата Айнетдинова, какие основные заблуждения у россиян по поводу деятельности страховщиков сформировались под воздействием СМИ. Первым в их числе гендиректор «России» назвал ошибочное представление о том, что «страховщики много зарабатывают». Но почему бы им тогда не публиковать максимально полную и объективную отчетность, чтобы ни у кого не возникало никаких иллюзий? «В принципе баланс «вывесить» можно, — отвечает Марат Айнетдинов, — но по тем правилам, по которым он сегодня составляется, он мало что скажет. То есть кто-то напишет, что у него убыток, а на самом деле у него прибыль, или наоборот. В принципе, чтобы иметь полную картину, нужно говорить о международных стандартах отчетности. Это цель, к которой сегодня идут крупные компании».
Пока же в рейтингах, составленных на основе данных официальной отчетности, встречаются страховщики, публичностью, мягко говоря, не отличающиеся. И их присутствие на топовых позициях без использования так не нравящихся Александру Ковалю терминов «серые схемы» и «псевдострахование» объяснить весьма проблематично.
Журнал «Финанс.» № 44 (85) 22-28 ноября 2004 — Страхование
Артем Федоров
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.