Афиша. 28 апреля – 04 мая 2003

Кино

“Русский ковчег” Александра Сокурова наконец-то доплыл до Москвы. О том, что полуторачасовой “Ковчег” снят одним кадром, без монтажа и склеек, писалось уже немало. “Это была серьезная профессиональная задача для всей съемочной группы, – сказал режиссер на пресс-конференции, посвященной выходу фильма в московский прокат. – Мы отдавали себе отчет во всей грандиозной сложности того, что нам предстоит”.

Место действия – залы Эрмитажа. Время действия – целые пласты российской истории. Масштабная костюмированная постановка со сценами многолюдных балов, с потрясающими декорациями, которые в пересчете на “киношный” язык составили 16 павильонов площадью 600-700 кв. метров каждый, безумное количество осветительной и прочей техники – такого эксперимента не позволял себе еще ни один музей мира. Специально для съемок из Нью-Йорка прилетел Валерий Гергиев, которому пришлось даже отменить один из запланированных концертов. Отыграв сцену, в которой он, разумеется, дирижирует оркестром, маэстро снял с себя грим и тут же помчался обратно в аэропорт.

Просмотр “Русского ковчега” – удовольствие эстетическое. Вместе с главным героем – затянутым в черное иностранцем (Сергей Дрейден), в котором проскальзывает что-то от Мефистофеля, зритель блуждает по парадным залам, пристально рассматривает полотна Рубенса, любуется переливающимися хрусталиками золоченых люстр. Но не стоит ждать от фильма Сокурова захватывающего сюжетного действа. “Русский ковчег” – это не кинематографический эпос, а скорее поэтический, образный взгляд на Петербург, на сердце Петербурга – Эрмитаж, на драматичную трехвековую историю Северной столицы.

Фильм “Кво Вадис” знаменитого польского режиссера Ежи Кавалеровича – это грандиозная историческая постановка по одноименному роману лауреата Нобелевской премии Генрика Сенкевича – книге, более известной в России как “Камо грядеши”.

Режиссерский размах Кавалеровича впечатляет: еще бы, ведь он мечтал об этой постановке целых 30 лет! 18-миллионный бюджет картины собрал известный бизнесмен и историк, продюсер Мирослав Словинский. Натурные съемки проходили в Тунисе, во Франции, Риме и Польше, в массовых сценах участвовало до 1700 статистов, 15 львов, 30 лошадей и 3 быка.

…Рим времен императора Нерона. Гонения на первых христиан. Красивая история, в которой земная любовь лишь ярче высвечивается на фоне любви вечной. Частное переплетается с общим, а упадок Римской империи и становление христианства оказываются вполне конкретными причинами, способными сплотить или разъединить влюбленных.

Запоминается масштабная сцена пожара, где бушующие языки пламени заливают целый экран, а картонные декорации рушатся к удовольствию взволнованной публики. Впрочем, со времен “Унесенных ветром” это перестало быть новым словом в кинематографе. А вот драматичная сцена поединка Урса (Рафал Кубацкий, чемпион мира по дзюдо) с быком и нападение голодных львов на первых христиан, которых они разрывают на куски, – это поистине чудеса компьютерной графики, тайну которых создатели фильма так и не приоткрыли любопытствующим зрителям. Несмотря на некоторую затянутость, “Кво Вадис” – фильм действительно грандиозный. И даже если Нерон (Михал Байор) чересчур карикатурен, Лигия (Магдалена Мельцаж) слишком ангелоподобна, а главный герой (Франтишек Печка) словно сошел с обложки журнала, то это в конечном итоге лишь составляющие успешного коммерческого проекта.

Музыка

Экзотичная птичка по имени Жанна Агузарова – нечастый гость в Москве. Последний концерт эксцентричной рок-дивы состоялся аж полтора года назад. И вот 30 апреля в клубе “16 тонн” она вновь появится перед московской публикой. Каким на этот раз будет имидж загадочной певицы, известно разве что космическим силам и… дирекции Агузаровой, которая, кстати, держит в строгой тайне ее концертный репертуар. В Париже, откуда прилетит Жанна, вовсю кипит работа над записью нового альбома. Поэтому на концерте будет исполнено несколько песен, которые войдут в готовящуюся к выходу пластинку. Ну и, разумеется, прозвучат “золотые хиты” певицы, ведь в этом году Жанна отмечает свое сценическое 20-летие.

Выставки

29 апреля в ЦДХ откроется выставка “Путешествие из Москвы в Петербург” Владимира Лаповока. Выставка живописи и графики этого московского художника приурочена к 300-летию Санкт-Петербурга. Уроженец Арбата, Владимир Лаповок писал пейзажи Москвы и Петербурга, запечатлевал сияние европейских столиц и особый колорит российской глубинки. На выставке представлены ранние, еще студенческие акварели Ленинграда 50-х и более поздние впечатления от Петербурга, любимые и родные улочки Москвы. И это отнюдь не попытка вновь столкнуть обе столицы, подчеркнув их глубинную контрастность. Это стремление осмыслить и сравнить образы Москвы и Петербурга, выявить-таки то общее, которого не может не оказаться у двух великих городов. У Лаповока роскошь площадей и проспектов пересекается с серостью подворотен, пышность соседствует с обыденностью, а величие истории – с изнанкой быта. Петербург притягивает художника своей таинственной туманностью, мерцанием белых ночей, Москва – пестротой и нарядной яркостью улиц. Экспозицию дополнят и оттенят интересные керамические работы Марины Ариевич: зеркала в литых рамах и декоративные вазы удачно перекликаются с дворцовой роскошью на картинах Владимира Лаповока.

Театр

Мастерская Петра Фоменко отмечает свое 10-летие ретроспективой лучших спектаклей, многие из которых уже исчезли из репертуара театра. “Война и мир. Начало романа” по Толстому, “Приключение” Марины Цветаевой, “Месяц в деревне” Тургенева, “Владимир III степени” Гоголя, “Танцы на праздник урожая” Брайена Фрила и “Одна абсолютно счастливая деревня” Бориса Вахтина – это далеко не полный перечень пьес, восстановленных труппой специально для юбилейного фестиваля. “Мы решили помянуть те спектакли, которые нам дороже остальных. Конечно, это непросто, и вновь в эту воду мы уже не войдем. Будет недолгое, но нежное и грустное прощанье – с прошлым, с теми спектаклями, которые мы давно не играли и уже не будем играть”, – говорит Петр Наумович, только что вернувшийся с парижских гастролей, где он ставил “Лес” Островского.

Мастерская Петра Фоменко – один из любимейших московских театров – и сегодня, как и десять лет назад, ютится в крохотном подвальчике на Кутузовском проспекте. Маленький зал, ограниченное число мест – вот уж поистине рай для перекупщиков. Но вскоре ситуация изменится: в ста метрах от нынешнего здания театра будет построена новая современная сцена. Старый и новый дом “фоменок” будет соединять подземный ход. Вторая сцена станет площадкой экспериментов. “Но мне очень хочется, чтобы театр остался живым, рукодельным, а не компьютерным”, – говорит Петр Наумович.

Юбилей – это всегда повод для подведения итогов, когда особенно остро чувствуется неумолимый бег времени. Фоменко образно сравнивает его с шагреневой кожей, которая мгновенно скукоживается, напоминая о необратимости прожитого. Немного “заморозить” время и призвана юбилейная ретроспектива, которая открылась 21 апреля и продлится до начала июня.

В Большом театре прошла премьера балета Дмитрия Шостаковича “Светлый ручей”. Хореограф Алексей Ратманский возобновляет спектакль, имевший громкую и драматичную историю.

Первая постановка “Ручья” состоялась 4 апреля 1935 года в ленинградском Малом театре оперы и балета. Легкая и незамысловатая баллада о том, как на праздник по случаю уборки урожая в колхоз “Светлый ручей” приезжает концертная бригада из Москвы, была задумана как чисто развлекательное действо со свиданиями, переодеваниями, путаницей, узнаваниями и, конечно же, веселой развлекательной музыкой. В Ленинграде постановка произвела фурор и, подвергнувшись небольшим изменениям, в ноябре шла уже на сцене Большого.

Восторженные отзывы критики, похвальные отзывы о работе актеров… Все это было перечеркнуто в один момент, когда на нашумевший балет пожаловал Сталин. Постановка пришлась ему не по вкусу. В газете “Правда” последовали разгромные статьи “Сумбур вместо музыки” и “Балетная фальшь”, стершие в порошок оперу Шостаковича “Леди Макбет Мценского уезда” и балет “Светлый ручей”. Балетмейстера Федора Лопухова, назначенного было хозяином Большого, отправили руководить хореографическим училищем в Ленинграде, а автор либретто Адриан Пиотровский стал узником ГУЛАГа. Хореограф Алексей Ратманский решил возобновить незаслуженно забытый балет Шостаковича и сделал ставку на яркое, легкое, красочное действо и светлую радостную музыку знаменитого композитора.

Книги

В издательстве “Эксмо” в серии “Дети Зебры” вышел сборник повестей и рассказов современного писателя-журналиста Аркадия Пастернака. Его рассказы жизненны и ироничны, голос повествователя насмешлив, хотя порой и сбивается на лиричные интонации. Пастернак социален, его лексика меняется в зависимости от описываемого им общественного круга. Так, в заглавном рассказе “Сонька-помойка” он погружает читателя в полукриминальную среду. Уже начинаешь недовольно морщиться от грубых словечек, уже испытываешь раздражение, читая о беспутной жизни главной героини, как вдруг прорезается в ней что-то наивное, детское, чистое. Поворот сюжета – и оказывается, что внешний образ – лишь маскировочный костюм, скрывающий совсем иную сущность Соньки. Аркадий Пастернак неожиданно метафоричен, он подмечает бытовые детали, выводя из них яркий и красочный образ, который порой разрастается до значения символа. У автора хорошо получается изображать действительность глазами ребенка. Незамутненное восприятие людей и событий, ассоциации, запахи – кажется, будто Пастернак бережно перебирает впечатления собственного детства. Его рассказы читаются легко, и к единственному недостатку книги можно отнести большое количество опечаток.

Журнал «Финанс.» № 9 (28 апреля – 04 мая 2003) – Личное

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.