Андрей ИЛЛАРИОНОВ, советник Президента РФ по экономическим вопросам
По поводу того, что Россия находится в сложном экономическом положении, существует две точки зрения. Наиболее популярна и широко известна следующая: к власти пробрались враги народа, которые в течение всего этого времени проводили политику, направленную на разрушение экономики и социальной сферы. Другая, фактически противоположная ей гласит, что на протяжении последних 12 лет все делалось абсолютно правильно, надо только набраться терпения и немножко подождать результатов. Оба эти мнения являются не научными, а политическими. Третья точка зрения объясняет зависимость благополучия страны от уровня издержек в экономике. Восстановление макроэкономического баланса без сокращения государственных расходов в реальном времени невозможно. Это надо делать, и это придется делать, время популярных рецептов прошло.
Андрей ЧЕРЕПАНОВ, председатель совета Московской международной валютной ассоциации
Ответ может быть только один: нужно резко улучшить деловой климат в стране. В краткосрочной перспективе даже не столь важны административная реформа, привлечение инвестиций и т. д., сколько создание минимально комфортных условий для развития отечественного бизнеса. Реализация задачи подразумевает движение по трем разнонаправленным векторам. Первый — судебная реформа, без которой невозможно обеспечить защиту прав собственников. Комментарии, думаю, здесь излишни. Второй — обеспечение конкурентоспособности импортозамещающей продукции на внутреннем рынке. Нельзя допускать дальнейшего размывания основы экономического развития, полученной в результате глубокой девальвации рубля. Нынешний роста курса рубля, который «менеджеры» главного банка страны оправдывают благородной задачей — борьбой с инфляцией, приведет к прямо противоположным результатам. Но ведь ни в одном федеральном законе эта функция ЦБ не зафиксирована. Третий вектор — революционное снижение налоговой нагрузки на бизнес. Власти признают, что участие государства в экономике чрезмерно велико, но вносят лишь чисто косметические изменения. Хотя уже сегодня можно было бы безболезненно — даже для уже утвержденного бюджета — вообще отменить как минимум налог на прибыль предприятий, подоходный и все имущественные налоги. Их упразднение облегчит фискальный режим в основном на малых и средних предприятиях, для рядовых граждан. Доходы бизнеса не надо будет жестко контролировать, подавлять отчетностью. Потери казны составят при этом не более 8-10% от всех налоговых поступлений, которые легко можно компенсировать за счет увеличения так называемой природной ренты и отказа от расходов бюджета по ничем не оправданным внутренним заимствованиям Минфина.
Юрий ШАФРАНИК, председатель Союза нефтегазопромышленников России
Можно считать, что первый этап реформ в ТЭКе завершился успешно. Особенно если вспомнить его состояние в 1991-1992 годах. Сегодня самая главная задача — сделать работу эффективной и для самих компаний, и для отраслей, которые они обслуживают, и таким образом дать импульс развитию всей экономики. Чтобы отрасли смогли эффективно работать, необходимо дальнейшее снижение налогов, стимулирующих инвестиции, обновление производства и инфраструктуры. Изношенность наших основных фондов «зашкаливает» за 70%, а сегодня ТЭК — это половина страны, доля поступлений его предприятий в бюджет — более 40%.
Из-за своих неуклюжих действий в области ценовой политики и на мировом рынке нефти Россия теряет огромные деньги. Поэтому вопрос инвестиций в ТЭК перетекает в вопросы о национальной безопасности. Нам необходимы благоприятный инвестиционный климат и государственная инвестиционная политика. Могущество страны строится не за счет ТЭКа, а с его помощью.
Для России необходим переход к иной модели развития нефтегазового комплекса: российские ресурсы, технологии, оборудование, сервис и отечественные специалисты, плюс иностранный капитал. Сегодня у нас все наоборот. Нам нужна новая, инновационно ориентированная модель развития российского нефтегазового комплекса. И альтернативы этому направлению просто нет. Рассуждения о перераспределении ресурсов в другие высокотехнологичные отрасли и другие сферы экономики лишены серьезных оснований. Россия есть и будет страной с ресурсной ориентацией экономики, но на новой, научно-технической основе. Прежде всего требуется консолидация усилий власти, бизнеса, науки. Причем инициатором должен выступить именно отечественный бизнес, в первую очередь крупный. Он уже способен жить не только интересами одного дня.
Журнал «Финанс.» № 7 (14-20 апреля 2003) — Экономика
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.