Система Станиславского обогатила фабрику

Прежде всего: вовсе не Станиславский. Это почти стерлось из памяти, но его настоящее имя — Константин Сергеевич Алексеев. Род — купеческий, по всей Москве широко известный, однако не знатный: прапрадед по отцовской линии был крепостным. Прадед же, Семен Алексеев, в 1785 году основал фабрику «волоченого и плащеного золота и серебра», которая и стала основным источником дохода рода Алексеевых. При его сыне Владимире предприятие процветало настолько, что было переименовано в его честь. Так что разговоры о канители — тонкой золотой и серебряной проволоке — окружали Станиславского с самого детства.

Поступление на фабрику товарищества «Владимир Алексеев» было собственной инициативой юного Кости: таким образом он освобождал себя от гимназии и института, которых не любил. «Он быстро освоился с делом, — писал его брат Владимир в своих воспоминаниях, — им были довольны. Работа там была кропотливая и ответственная». Но самому Константину довольствоваться не приходилось — раздражала не кропотливость, а заскорузлая ненужность конторской работы. Его же интересовало само производство: машины, технологии, промышленные новинки. Постепенно Станиславский стал целыми днями пропадать в шумных цехах, изучая устройство станков и основы металлургического производства. Впрочем, российская техника безнадежно устарела, и Константин, как некогда Петр I, решил постигать мастерство за границей. Иностранцы неохотно раскрывали свои секреты, зачастую не давая официального разрешения на посещение заводов: приходилось ходить по зарубежным фабрикам даже тайком, рассматривая уникальные машины, пока мастера безмятежно отдыхали после обеда. В мае 1892 года он писал из Парижа родителям: «Надеюсь, что по приезде мне удастся поставить золотоканительное дело так, как оно поставлено за границей».

Вернувшийся из зарубежной поездки Станиславский буквально кипел новыми идеями. На совете директоров он представил грандиозный 17-страничный план — цельную систему преобразования предприятия, в центре которой было объединение товарищества «Владимир Алексеев» с фабрикой «П. Вишняков и А. Шамшин». Слияние золотоканительных гигантов состоялось 31 января 1894 года, и председателем правления избрали, разумеется, Константина Алексеева-Станиславского. В образованный концерн, капитал которого оценивался в очень крупную по тем временам сумму — 1 млн рублей, вкладывались дополнительные средства: на закупку новейшего оборудования выделялось 75 тыс. рублей, еще столько же потребовала капитальная перестройка фабричных корпусов, которой руководил сам Константин Сергеевич. «Приходилось целыми днями сидеть над планами здания и расположения машин», — вспоминал его брат Владимир.

Вскоре золотоканительное производство ожило. Продукция товарищества «Владимир Алексеев» и «П. Вишняков и А. Шамшин» стала теснить с мировых рынков традиционную французскую, австрийскую и немецкую. Изделия фабрики экспортировались в Китай, Турцию, Индию и США, а сеть контор по сбыту продукции раскинулась по всей России; были представительства и за границей. Последовало и признание профессионалов: в 1896 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде предприятию присудили почетное право на изображение государственного герба. А на Всемирной Парижской выставке в 1900-м тончайшие золотошвейные нити фабрики и вовсе произвели фурор: главе предприятия Константину Алексееву был вручен Гран-при. Товарищество «Владимир Алексеев» и «П. Вишняков и А. Шамшин» стало приносить реальную прибыль, которая к 1913 году составила почти 3 млн 900 тыс. рублей. Когда появились первые деньги, Станиславский создал при фабрике драматическую труппу, а в 1904 году и любительский театр.

В 1898 году произошло историческое событие — совместно с Владимиром Немировичем-Данченко и при поддержке мецената Саввы Морозова был открыт Московский художественный театр. Режиссерская работа постепенно стала отнимать большую часть времени, и Станиславский снял с себя некоторые полномочия по фабрике. Впрочем, он так и остался руководителем огромного золотоканительного королевства вплоть до Октябрьского переворота, после которого предприятие было национализировано.

Журнал «Финанс.» № 24 (25-31 август 2003) — Отдых
Юлия Гордиенко

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.