Что делать с экономикой России? Журнал «Финанс.» № 21 (04-10 август 2003)

Григорий РАПОТА, генеральный секретарь ЕврАзЭС

С начала этого года произошли события, которые позволяют судить о динамике интеграционных процессов не только в ЕврАзЭС, но и на всем постсоветском пространстве. Недавнему саммиту ЕврАзЭС в Душанбе предшествовал большой экономический форум. Идеей интеграции заинтересовались как чиновники, так и представители бизнеса. Мы рассчитывали, что на форум приедет около 500 человек, но приехали 1100, в том числе от 70 регионов Российской Федерации, от бизнеса и административных структур, всего около 600 человек от России. Это однозначно свидетельствует об огромном интересе, который проявляют к интеграционному проекту не только в России, но и в СНГ.

Мы получили множество совершенно конкретных предложений, и что важно — они исходили большей частью не от правительств, а от представителей бизнеса. Были затронуты таможенные вопросы, транспорт, энергетика, банки, вопросы малой экономики. После этого в конце апреля в Душанбе собрались президенты стран СНГ и приняли решения, среди которых я бы выделил одно: об освоении гидроэнергетических ресурсов Центральной Азии. Речь идет о строительстве двух гидроэлектростанций и об организации переброски избыточной электроэнергии из Киргизии и Таджикистана в Россию через территории Узбекистана и Казахстана. Считаю, что вопрос углубления интеграции в рамках бывших союзных республик едва ли не главный для нашего государства.

Павел МЕДВЕДЕВ, член Национального банковского совета, заместитель председателя комитета Госдумы РФ по кредитным организациям и финансовым рынкам

За последний год образовались большие пробелы в банковском законодательстве. Сейчас важно принять уже подготовленные законодательные акты. Банковское законодательство состоит из множества «деталей», благодаря чему оно может стать гармоничным. А эта гармония невозможна без страхования вкладов и грамотной системы банкротства банков. Кроме того, до сих пор нет закона «Об ипотечных ценных бумагах».

Если закон «О страховании вкладов» не будет принят в осеннюю сессию Госдумы, то застой в банковской сфере продолжится. Не совсем логичным выглядит правительственный законопроект «О валютном регулировании». Его подверг критике даже президент. По словам Владимира Путина, в нем плохо прописан механизм резервирования. Непонятно, когда можно объявлять резервирование валюты — до выполнения обязательств по контракту или после. Необходимо четко определить случаи, когда можно вводить ограничения на перемещение валюты. Вместо этого в законопроекте говорится о том, для чего применяются эти ограничения. Но это же анекдот — писать в законе «для чего» вместо «когда». Участник рынка не сможет понять из этой статьи, что его ждет. Кроме того, в тексте законопроекта сказано, что репатриация валюты никогда не будет отменена. Однако сроки репатриации не определены. Можно было бы административными мерами запретить отсрочку более чем, к примеру, на 50 лет. Но в преамбуле законопроекта сказано о полном отказе от административного регулирования.

Анастасия МУРАВЬЕВА, генеральный директор аудиторской компании «АРНИ», председатель комитета по МСФО Московской аудиторской палаты

Прежде всего необходимо создать условия для стимулирования инвестиционной активности на макроэкономическом уровне и для улучшения качества корпоративного управления на микроэкономическом уровне. Одним из таких условий в первую очередь может стать дальнейшее снижение налоговой и бюрократической нагрузки на предприятия. Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны, но предприятия пока еще не могут свободно вздохнуть: по-прежнему высоки ЕСН и НДС, а критерии и порядок перехода на упрощенную систему налогообложения нуждаются в пересмотре. Кроме того, процедуры регистрации предприятий и выпуска акций по-прежнему достаточно длительны и трудоемки.

Другим мощным стимулом экономического развития мог бы послужить переход на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), позволяющие обеспечить подготовку более понятной, прозрачной и информативной отчетности. Повышение рыночной прозрачности в результате внедрения МСФО в свою очередь будет способствовать привлечению иностранных инвестиций и кредитов в экономику, а также в более долгосрочном аспекте стимулировать внутренние инвестиционные процессы и кредитование.

Журнал «Финанс.» № 21 (04-10 август 2003) — Экономика

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.