Не до игр

К Олимпиаде-2014 в Сочи должно быть построено и реконструировано 243 объекта спортивной, транспортной и туристической инфраструктуры, возведено 28 новых дорог, развязок и мостов. Кроме того, предусмотрено обновление порта и объектов его акватории, приобретение пассажирских судов, открытие железнодорожных участков.

В Сочи уже построено новое здание аэропорта (инвестор – «Базовый элемент»). Но пассажиры пока пользуются старым помещением, находящимся неподалеку. Взлетно-посадочную полосу на аэродроме удлинили: теперь приземляться на ней смогут все виды воздушных судов. Эти мероприятия были проведены еще до победы Сочи в гонке на проведение XXII Олимпийских игр. Улучшенные объекты инфраструктуры рассматривались государством как дополнительный козырь в борьбе с Зальцбургом и Пхенчханом. Но для огромного потока пассажиров, который хлынет в город в 2014 году, этого недостаточно. Необходимо удлинять и вторую полосу, а для этого нужно построить мост через горную реку Мзымту – заходить на посадку крупные лайнеры будут по нему.

Планы. Спортивных сооружений планируется возвести двадцать: биатлонный и лыжный комплексы, ледовые арены, санно-бобслейную трассу, горнолыжный центр, систему снежных пушек, серию подъемников. В Красной Поляне за последние два года появились две новые канатные дороги. Первую, «Горную карусель», начали строить еще в 2004 году. К 2006-му закончили первую очередь и объявили о начале работы над второй. Инвесторы – Нацбизнесбанк и компания «Красная поляна» – планируют сдать объект к 2009 году. Второй новый подъемник уже функционирует. Инвестором выступил «Газпром», он еще в 2004 году заявлял о начале работы над горнолыжным комплексом, долгое время строилась лишь коттеджная часть, но дошла очередь и до спортивных сооружений. В январе 2008-го открылся подъемник «Лаура». «Поскольку работают две канатные дороги, очереди этой зимой продвигались быстрее, – говорит владелец одной из частных гостиниц в Красной Поляне Сергей Птахин. – Но, разумеется, к 2014 году необходимо построить дополнительные подъемники. На Олимпиаде спортсменам предстоят тренировки, соревнования, времени стоять в очередях не будет. И, конечно, очень существенно вырастет поток туристов после игр – к этому нужно быть готовыми».

Однако пока Сочи похвастаться больше нечем: новых спортивных сооружений нет.

Инвестиции. Согласно постановлению правительства РФ, подготовка к зимним играм 2014 года должна вестись как с помощью бюджетных средств, так и путем привлечения частных инвесторов. Сначала предполагалось, что Олимпиада обойдется России в 314 млрд рублей, однако чуть позже была озвучена сумма 327 млрд рублей. Как замечают скептики, скорее всего, меньше, чем в 350 млрд рублей, уложиться не получится. В начале марта в Минрегионе состоялось очередное заседание по вопросам подготовки Сочи. Глава ведомства Дмитрий Козак заявил, что частные предприниматели возведут в городе 59 олимпийских объектов, федеральные агентства, подведомственные Минтрансу, – 18. Пока предполагается, что основная часть строительства будет оплачена из федерального бюджета – на это собираются выделить 190 млрд рублей, еще около 100 млрд рублей составят частные инвестиции, остальное ляжет на краевой бюджет.

Федеральная целевая программа по развитию Сочи как горноклиматического курорта действует в разных редакциях с 2006 года – старую ФЦП заменили на новую сразу после того, как город завоевал право принимать участников Олимпиады. Однако не со всеми задачами чиновникам удается справиться. Осенью 2007 года Счетная палата провела проверку старой ФЦП. Полученные данные не слишком утешительны. В 2006 году и за первые 7 месяцев 2007-го Минэкономразвития сумел освоить лишь 6,8% из тех 20,8 млрд рублей, которые федеральный бюджет готов был выложить на нужды программы. К осени 2007 года не исполнено ни одного государственного контракта, имеющего непосредственное отношение к строительству олимпийских объектов. Более того, не завершено даже их проектирование. Удивляться тут нечего – пока было неизвестно, состоятся игры в Сочи или нет, никто из чиновников и инвесторов не суетился.

Времени мало. Шесть лет, оставшиеся до Олимпиады, безусловно, не такой уж большой срок для столь масштабного строительства. Первый готовый объект собираются сдать в конце 2008 года – реабилитационно-спортивный центр. Однако пока у непосредственных наблюдателей, а именно у самих сочинцев, создается впечатление, что к играм никто не готовится. «Кажется, все забыли, что 2014 год наступит в этом веке, – комментирует одна из служащих городской администрации. – Подготовка идет не слишком бойко. Правда, закончили окружную дорогу действительно быстро. Олимпийские же стройки пока только в планах». Это не просто иллюзия. Фактический перенос сроков завершения строительства основных объектов констатировала и Счетная палата в конце 2007 года. Причем уже сегодня ясно, что задержки по некоторым объектам будут весьма существенными – до трех лет.

Еще один крупный инвестор Сочи-2014 – «Интеррос». Компания Владимира Потанина строит курорт «Роза Хутор». Как показывают последние расчеты, на проект уйдет не меньше $300 млн. Вообще же холдинг инвестирует в Краснодарский край около $500 млн.

В первоначальные сметы не уложился, пожалуй, ни один крупный инвестор. Так, «Горная карусель» обойдется Нацбизнесбанку не в $700 млн, как планировалось, а почти в $1,5 млрд. «Базовый элемент» увеличил расходы на строительство Олимпийской деревни в Имеретинской низменности до тех же $1,5 млрд вместо первоначальных $800 млн.

Журнал «Финанс.» №11 (246) 17 марта — 23 марта 2008 — Экономика
Инга Коростылева

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.