Счастливчики нашего двора

В ведущие вузы страны можно попасть, просто став менеджером среднего звена. Достаточно участвовать в Президентской программе подготовки управленческих кадров. Уже 11 лет она ежегодно выпускает 5 тыс. человек. До недавнего времени все происходило на безвозмездной основе. Теперь федеральный и региональный бюджеты финансируют по 33% от стоимости обучения, еще 34% должно оплатить предприятие, направляющее специалиста. «Сделав программу платной, мы решили две задачи: повысили мотивацию учащихся и подняли должностной уровень слушателей, – комментирует директор Федерального ресурсного центра Олег Лушников. – Парадокс, но за деньги захотели учиться и топ-менеджеры. Малым предприятиям мы оставили субсидии, они смогут почти целиком возмещать свои затраты». Все учебные курсы имеют проектную ориентацию: за время учебы студент должен решить производственную задачу своей компании. Программы делятся на два уровня сложности. Категория Б предназначена для тех, кто нуждается в общих экономических знаниях. Категория А ждет более продвинутых слушателей. Первая стоит до 60 тыс. рублей, вторая – до 100. Обучение ведется по трем направлениям: менеджмент, маркетинг и финансы. «У студентов есть возможность выбирать сферу, в которой они хотели бы повысить свою компетентность, – говорит заместитель гендиректора Санкт-Петербургского межрегионального ресурсного центра Евгения Романовская. – Очень популярен общий менеджмент: многим управленцам, финансистам в том числе, нужен более широкий взгляд на бизнес». Финансовые программы ведущих столичных вузов стабильно привлекают региональных специалистов. Но отнюдь не все рвутся получить образование в Москве или Петербурге. Хотя студенты могут выбирать любой вуз, «мигрировать» из региона на время учебы ежегодно решаются не более 500 человек.

Кому нужно. Курсы ориентированы на развитие предприятий, говорят в Федеральном центре. «Основная цель – воздействовать на точки роста компании, а не обучить конкретного специалиста, – комментирует Олег Лушников. – С 2003 года мы заключаем трехсторонний контракт между специалистом, директором организации и региональной администрацией. Документ обязывает компанию раскрывать определенную информацию: представлять стратегию развития, объяснять роль менеджера в этом процессе».

Президентская программа все больше поворачивается лицом к народу. Теперь на учебу могут претендовать сотрудники структур из сферы здравоохранения, образования.

В основном программу проходят энергичные менеджеры частного сектора, лично инициирующие свое обучение. Статистики нет, но из четырех участников программы, опрошенных «Ф.», двое поступили именно так. «Я сам подал эту идею руководству, – вспоминает генеральный директор компании «РАН Металл» Динар Салахетдинов, бывший в то время руководителем отдела оптовых закупок. – Еще в 2000 году увидел рекламу по телевизору, признаться, довольно невнятную, записал телефон. Через шесть лет про него вспомнил, сам подготовил информацию о себе и предприятии. Для проекта выбрал одно из направлений развития компании, до которого все время не доходили руки, разработал стратегический план и все согласовал с руководством». Так же поступил руководитель регионального отдела компании «Стройиндустрия» Антон Шульган.

Соревновательный элемент. Барьером для входа участники проекта называют иностранный язык, но члены отборочных комиссий считают иначе. «Знание языка второстепенно, – объясняет Евгения Романовская. – При нехватке баллов мы можем зачислить студента, рекомендовав подтянуть свой уровень. Самым важным является профессиональное собеседование. Мы отрицательно относимся к тем, кто хочет лишь повысить свою рыночную стоимость. Нам нужны личности, мотивированные на развитие предприятия».

Для выяснения истинных мотивов поступающего ответы оценивает присутствующий в комиссии психолог. «Мы проходили психологическое тестирование, – вспоминает Антон Шульган. – Приходилось откровенно отвечать на вопросы, касающиеся не только компании, но и личности. Один и тот же вопрос мог звучать несколько раз в отличающихся формулировках. Мне кажется, что люди невнимательные и не слишком правдиво отвечавшие «прокололись» именно на этом испытании».

Менеджеры, претендующие на учебу по программе А, должны сделать презентацию своего проекта. Конкурс серьезный – 2,5 человека на место. Но в то же время на этом направлении наблюдается существенный недобор: в 2008 году из 500 запланированных студентов продвинутый курс пройдут только 200. «Основная ошибка докладчиков – подмена широкого понятия «концепция развития предприятия» более узким – внедрением конкретного управленческого решения, – замечает Михаил Лукичев, главный бухгалтер Государственного природоохранного центра. – Например, я защищал план расширения сферы деятельности компании. До сих пор мы стремились монополизировать услугу обследования территории с зелеными насаждениями. Теперь будем переходить к полному циклу облуживания инвесторов: разрабатывать документацию, юридическую поддержку. Моя задача – обеспечить финансовую основу для этой схемы». Неудачливый абитуриент может апеллировать к высшей инстанции. В практике ресурсных центров был случай, когда библиотекарь обратился напрямую к президенту Владимиру Путину и добился, чтобы его должность посчитали менеджерской и приняли на обучение.

Польза. По статистике ресурсных центров, через год после выпуска две трети бывших студентов получают повышение, а четверть «перерастает» свою компанию: 10% уходят в свободное плавание и организуют собственный бизнес, 7% занимают места в органах власти. Так, среди выпускников программы – министр здравоохранения Татарстана Айрат Фаррахов, вице-губернатор Петербурга Виктор Лобко.

СТАЖИРОВКА: Заграничные эксперименты

Венец обучения – стажировка в западной компании.

Государство берет на себя все связанные с ней расходы. Необходимость такой поездки менеджеру нужно обосновать и в письменном виде представить свои доводы в комиссию. Следует четко формулировать цель. Например, желание «изучить маркетинг» – слишком объемное и несвоевременное для такой командировки. В ходе стажировки специалист должен приобрести существенный опыт, жизненно необходимый ему для развития компании. Из 5 тыс. выпускников за рубеж попадает около 1 тыс. человек. Помимо неправильно поставленной цели, барьерами для попадания является недостаточное знание языка: кроме английского может потребоваться французский или немецкий. Преградой порой становится специфика работы менеджера: в иных случаях зарубежным партнерам приходится перебирать до 10 предприятий, чтобы найти нужное. Если тема, интересующая специалиста, очень узка, поездка за границу может и не состояться.

Журнал «Финанс.» №21 (256) 02 июня — 08 июня 2008 — Образование
Татьяна Юкиш

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.