"Вымпелкому" стали меньше платить

В первом квартале года чистый операционный доход увеличился на 68% до $244,4 млн, а чистая прибыль составила $41,387 млн против $28,046 млн за аналогичный период 2002 года. Однако средний доход с абонента (ARPU) снизился на 30% до $13,5. Представители компании объясняют падение этого показателя сезонным снижением длительности разговоров в расчете на одного абонента (MOU) и увеличением доли абонентов, использующих систему предоплаты (prepaid) в Москве.

Аналитик ИК «Финанс-Аналитик» Олег Шенкер полагает, что снижение ARPU — цена, которую пришлось заплатить «Вымпелкому» за сохранение лидерства по числу активных абонентов в Московском регионе. Удар по ценам в виде тарифного плана «Хит» помог удержать долю рынка, но качество этой доли ухудшилось. Количество подключений на основе предоплаты выросло на 88% — «Вымпелком» переместился на более массовый, дешевый сегмент рынка. Об этом свидетельствует и показатель длительности разговоров — абоненты стали меньше платить и разговаривать. Впрочем, абоненты главного конкурента «Вымпелкома» — «Мобильных ТелеСистем» (МТС) — тоже стали меньше платить в связи с уменьшением тарифов, однако длительность их разговоров увеличилась. Тенденция не на руку «Вымпелкому» — тарифы практически сравнялись, и увеличение прибыли оператора мобильной связи можно ожидать лишь за счет увеличения длительности разговоров абонентов.

Ольга Живинская, аналитик «Ренессанс-Капитала», полагает, что показатель ARPU на уровне $13 не повлечет каких-либо рисков для «Вымпелкома». «Можно было бы беспокоиться, если бы средний абонент приносил меньше $10. Значительного снижения тарифов в текущем году не произойдет, а во втором и третьем кварталах активность использования мобильной связи обычно увеличивается, поэтому показатель ARPU неизбежно вырастет», — считает она. По оценкам Ольги Живинской, в целом за 2003 год абонент в среднем принесет «Вымпелкому» $18. В 2002 году этот показатель равнялся $20,6.

Отток абонентов в первые три месяца года составил 9,6%. Показатель значительно вырос по сравнению с аналогичным периодом 2002 года — тогда он равнялся 5,7%. Первый вице-президент компании Николай Прянишников пояснил, что 30% оттока составляет внутренняя миграция — абоненты продолжают пользоваться услугами мобильной связи под торговой маркой «БиЛайн». Остальные 6% не портят картину. Увеличение оттока характерно для всей отрасли. У МТС этот показатель в последнем квартале 2002 года вырос до 10%.

Журнал «Финанс.» № 14 (02-08 июня 2003) — Главное

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.