Красота спасет деньги

Самый первый и главный закон коллекционирования — будьте принципиальны и безжалостны: отказывайтесь от вещей, которые приносят небольшой доход и представляют собой меньшую культурную и историческую ценность, чтобы освободить место для лучших экземпляров, — ваше финансовое будущее за ними.

Следите за рынком. Сегодня вложение средств в антиквариат — такой же бизнес, как, например, торговля акциями. Выбирая произведения искусства для своей коллекции, вы можете руководствоваться теми же принципами, что и при формировании инвестиционного портфеля. Делайте ставки на «голубые фишки», не забывайте время от времени искать новые потенциально интересные направления и помните о давно закрепившихся на рынке предметах, дающих пусть и невысокий, но стабильный ценовой прирост.

Однако обязательно учитывайте особенности ценообразования в мире антиквариата. На стоимость подлинного предмета старины влияет прежде всего декоративная (часто это сопряжено с именем автора), историческая и культурная ценность, а также степень сохранности вещи (особенно в последнее время).

Разумеется, следует учитывать и конъюнктуру рынка — на то, за какую цену купят у вас предмет, в большой степени повлияет количество аналогичных вещей в продаже. Причем в сторону снижения стоимости, например, картины повлияет как обилие на рынке работ того же автора, так и наличие всего двух-трех: для стабильного роста и высокой оценки бывает необходима золотая середина.

Далеко не последнюю роль играют мода, повышение или снижение интереса аудитории к тому или иному направлению или отдельной отрасли внутри него. Всплески эти зачастую предсказуемы. Так, например, о перспективности восточного искусства эксперты говорили давно, связывая ее с растущим благосостоянием населения стран Востока, а также масштабным увлечением европейцев его культурой — древней и современной. Предсказывают аналитики и рост цен на медные монеты — спрос на них повысится, так как они сегодня наиболее доступны по цене во всей нумизматике, что провоцирует спрос и соответственно рост стоимости (подробнее о тенденциях на антикварном рынке читайте на стр. 67). Определить примерную стоимость какой-либо вещи можно, если узнать, за сколько были проданы аналоги на последних аукционах: помните, что русские предметы пользуются большим спросом и стоят дороже именно в России. Важно учесть, во сколько раз в ходе торгов был превышен эстимейт (предпродажная оценка вещи) — это даст представление и о том, насколько востребован предмет, и о темпах роста цен внутри нужного направления.

В то же время модные тенденции могут сыграть злую шутку с инвестором. «Необходимо понимать причины роста цен в каком-либо сегменте: мода вызывает часто краткосрочный всплеск, приобретенные на его волне предметы вскоре приходится продавать, и непрофессионалу не всегда удается сделать это в срок и выгодно», — объясняет заместитель генерального директора Русской антикварной галереи Григорий Леви. Показателен в этом смысле пример с модерном — в начале 1990 годов он очень быстро стал популярным, сейчас спрос на него низок — особенно в сегменте декоративно-прикладного искусства, где он проявлен наиболее отчетливо. В то же время мода на ар-деко сейчас на пике и, по прогнозам некоторых экспертов, она вполне может закрепиться на очень длительное время, превратившись в правило.

Внезапное, непрогнозируемое повышение интереса к имени какого-либо художника или предметам определенной эпохи и страны тоже возможно. Зачастую оно подготовлено стараниями какого-либо крупного галерейщика, к мнению которого прислушиваются. «Нередко известные специалисты, занимающиеся торговлей антиквариатом, скупают предметы из того или иного направления, оставляя на рынке всего несколько образцов. На протяжении двух-трех лет они устраивают выставки, выпускают каталоги — работают над ростом популярности направления. Потом купленные некогда за бесценок вещи продаются в десятки раз дороже, полностью покрывая понесенные затраты. Раньше эти приемы использовались в основном в области современного искусства, но сегодня применяются и на антикварном рынке», — рассказал «Ф.» владелец одной из московский галерей.

Интересуйтесь историей. Существенно повысить цену картины или предмета декоративно-прикладного искусства способен его провенанс. Часто он служит доказательством подлинности предмета. Особенно это справедливо для западного антикварного рынка, в России решающую роль играет все же экспертное заключение. Нередки, к слову, случаи возвращения предметов, приобретенных россиянами на торгах крупнейших мировых аукционов, подлинность которых не была подтверждена постпродажной экспертизой, проведенной музеями Москвы и Санкт-Петербурга. Зная эту особенность, дома Christie’s и MacDougall’s для формирования русских коллекций наняли специалистов из России, что служит еще одним свидетельством возрастающего авторитета российских покупателей.

В то же время традиции европейского антикварного рынка постепенно приходят и в Россию — провенансом интересуется все большее количество коллекционеров. И это правильно: все, что касается денег, чрезвычайно деликатно, поэтому у инвестиционных инструментов должна быть безупречная репутация — это снижает риски. С благонадежностью, придаваемой предметам провенансом, связаны отчасти первые миллионные продажи русского искусства на торгах Sotheby’s в 2003 году. Картины Бориса Кустодиева «Красавица» ($1,4 млн) и Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею» ($880 тыс.) — причина столь высоких, небывалых до того времени цен — не только бесспорная художественная ценность полотен, но и их блестящий провенанс — картины принадлежали некогда Федору Шаляпину. Самая дорогая русская картина — «Натюрморт с цветами» Ильи Машкова, оцененная публикой в $3,6 млн, выставлялась в 1913 году в Амстердаме, что также сказалось на цене.

Посчитайте деньги. Решив инвестировать в предметы искусства и старины, в первую очередь решите, какие затраты вы готовы нести на формирование и содержание коллекции: позволяют ли площади хранить большие предметы, есть ли возможность снять отдельное помещение или гараж (например, для хранения коллекции автомобилей), создать подходящий для экспонатов микроклимат. Важно понять и то, какой доход вы рассчитываете получить и как скоро. Так будет проще выбрать направление.

Избегайте проходных. Самым доходным инструментом на рынке антиквариата традиционно считается живопись. «Голубыми фишками» сегодня здесь выступают картины русских художников-классиков конца XIX — начала XX века. В качестве стабилизационного фонда специалисты советуют приобретать полотна известных западных мастеров, которые стоят немалых денег, не растут ужасающими темпами в цене, но служат гарантом надежности всей коллекции. По мнению представителя компании «Артэквар» Григория Бальцера, это могут быть, например, полотна голландских и фламандских мастеров XVII века.

Живопись советского периода завоевывает все большую популярность, но пока признана не всеми — на нее можно сделать ставку как на «запасную» часть собрания. В качестве наиболее перспективных художников этого периода коллекционер, партнер Русского инвестиционного клуба Рубен Арутюнов считает, например, Анатолия Зверева и Мартироса Сарьяна.

Однако для наиболее благополучных инвестиций в живопись сегодня необходимо иметь солидный первоначальный капитал — особенно интенсивно прибавляют в цене картины дорогие. Так, по прогнозам специалистов, на лучшие полотна самого востребованного русского художника Ильи Машкова в ближайшие два года цены будут расти на 70-100%. Полотна же стоимостью до $100 тыс. прибавляют в цене, как правило, не более 15% в год.

Впрочем, не всегда достаточно только изучить историю продаж картин какого-либо художника, чтобы со спокойным сердцем вкладывать деньги в его творчество, надеясь на большую прибыль. В этом состоит специфика инвестиций в предметы искусства. Приобретая акцию, вы становитесь собственником маленькой части компании, что это за часть — не важно. Покупая же картину, вы вкладываете деньги не в искусство в целом и даже не в кусочек наследия художника, а в конкретное произведение — поэтому чрезвычайно важно, какое оно само по себе. Мало знать имена востребованных мастеров. Важно понимать, какие из их произведений хороши в инвестиционном смысле. Цена и потенциал ее роста на картину программную, известную, участвовавшую в различных выставках, могут быть в разы выше, чем на проходную, посредственную, не отражающую специфики творчества автора. «Большую роль играет и сюжет — он должен быть приятным, интересным, близким покупателю. Так, если выставить на торги две картины одного мастера-классика — с изображением старухи или юной девушки, больше заплатят скорее всего за последнюю. В то же время в искусстве начала XX века, советского периода, скажем на полотнах Виктора Попкова, те же старухи могут быть востребованы — это отличная инвестиция. Все нюансы под силу учесть только специалисту, поэтому имеет смыл обращаться к консультантам — сейчас их немало появляется на рынке. Необходимо обращать внимание на уровень его профессионализма», — говорит Григорий Леви. Разница в цене на картины одного и того же художника порой составляет сотни тысяч долларов. Например, неординарная, выполненная на высоком художественном уровне работа Константина Коровина «Уличная сцена в Ницце» была оценена покупателями в $330 тыс., типично парижский ночной пейзаж «Площадь Оперы» позднего периода — всего в $80 тыс., топ-лотом же стал «Пикник», перекликающийся с работами французских импрессионистов, купленный за $1,5 млн. Такой же разброс цен можно увидеть, взглянув на продажи картин Петра Кончаловского в мае и декабре 2005 года: поздний пейзаж «Рязань» был куплен за $126,5 тыс., ранний и очень оригинальный авангардный натюрморт — за $800 тыс., а за проходную работу в творчестве мастера (однако участвовавшую в пяти выставках) — портрет Юрия Юрьева покупатель заплатил $1,4 млн, что стало своеобразным рекордом.

Несмотря на все эти тонкости, специалисты называют имена художников, наиболее перспективных с точки зрения инвестиций. Это Борис Кустодиев, Илья Машков, Константин Коровин, Константин Сомов. Основной совет: избегать проходных работ, ориентироваться на провенанс, учитывать то, к какому периоду творчества художника относится данная работа, и, конечно, не забывать про сюжет. Насколько он важен, можно судить и по тому, что картина выдающегося русского художника, имеющего очень высокий ценовой рейтинг, Владимира Маковского «Крах банка» долгое время не могла найти своего хозяина. Банкиры из числа покупателей такого полотна исключаются автоматически. Сюжет должен быть приятен и близок не только вам как владельцу, коллекционеру, инвестору, но и всем тем, кто может купить картину у вас потом.

Помимо дороговизны инвестиционно привлекательных картин в числе недостатков этого направления коллекционирования можно назвать большое количество подделок. В последнее время особенно много их появилось в пласте наиболее дорогой русской классической живописи: под нее подделывают посредственные работы западных художников. Меньше фальшивок на рынке советского искусства, но этот пробел, увы, восполняется довольно быстро.

Берегите книги. Российские антиквары прогнозируют рост интереса к коллекционированию старинных книг. Тиражность здесь — один из основных показателей ценности: изданные в советское время в огромных количествах тома не являются сколько-нибудь привлекательными для инвесторов даже по достижении 50 лет (согласно закону президента от 1994 года вещь становится антикварной, преодолев полувековой барьер). Учебники и различные пособия также остаются за пределами коллекционного интереса даже если изданы в золотой для антикварной книги период — с начала книгопечатания и до середины XIX века.

Сегодня наибольший интерес для российских инвесторов представляют редкие тематические издания (про охоту, строительство магистралей, нефтедобычу, домоводство), сочинения русских классиков, а также целый пласт западной литературы о России. Закон «чем старше, тем дороже» в этом направлении коллекционирования проявлен достаточно ярко. Особенно ценятся первые и прижизненные издания авторов, подарочные иллюстрированные книги в эксклюзивных суперобложках, с выполненными по специальному заказу экслибрисами. Даже то, что считалось в XIX веке не самым дорогим книжным оформлением, например издания Сытина, сегодня ценятся высоко. Отдельный пласт дорогостоящих антикварных книг — издания с пометками и дарственными надписями, сделанными рукой автора, но встречаются они довольно редко.

Однако возраст книги должен быть помножен на малый тираж выпуска. Например, книга XIX века, выпущенная в ограниченном количестве экземпляров, скорее всего будет стоить дороже в полтора-два раза академического издания XVIII века.

Большую роль в оценке книги играет ее сохранность. Поврежденный переплет, мятые корешки, рваные и отсутствующие страницы снизят стоимость книги на 100-200%.

Основной минус направления — малое количество специалистов и как следствие отсутствие прогнозов. Зато есть весомый плюс — подделывать книги трудно и дорого, экономически нецелесообразно, а потому подлинников на рынке куда больше, чем фальшивок. Вместе с тем русская история, изобилующая бунтами, революциями и смутными временами, играет не на руку коллекционеру: много по-настоящему ценных экземпляров музейного качества были вывезены из России, часть из них безвозвратно утеряна. С этим связана низкая ликвидность этого вида антиквариата. Имея на руках редчайший экземпляр, аналогов которому нет на свободном рынке, вы будете, возможно, долго искать покупателя. Ведь для поддержания коллекции необходимо соблюдать ее концепцию: покупать книги определенного автора, издательства, периода, вида.

В ходе торгов книги нередко существенно превышают эстимейты и стартовую стоимость. Это еще одно свидетельство растущей популярности этого направления. На торгах «Гелоса», например, недавно прибрели полезное издание — «Русские книжные редкости» Григория Геннади, оцененное вначале всего в $530, за $3,3 тыс. В 20 раз превысила эстимейт продажа прижизненного издания стихов Евгения Баратынского — $13,5 тыс.

Решите кадровый вопрос. В последний год хорошо проявила себя на аукционах мира фотография: в феврале 2006 года был установлен рекорд продаж в этом сегменте — за $2,8 млн с торгов Sotheby’s ушел кадр «Озеро в лунном свете» (сделан Эдвардом Стайхеном в 1904 году). Нью-Йорк — Мекка коллекционеров редких кадров, туда следует отправиться в первую очередь, чтобы понять, какие отрасли сегодня наиболее доходны на мировом рынке. Однако кое-что можно узнать и без поездки в США: основные слагаемые цены фотографии — известность автора или персоны, изображенной на снимке, и редкость.

В России традиционно больше всего ценится русское — XIX век в пожелтевших кадрах фотохроники. Пока рынок не очень развит, большая его часть сосредоточена в интернете — и это основной минус инвестиций в русскую фотографию. Кроме того, довольно трудно проконтролировать тираж снимков — а от того, сколько существует отпечатков кадра, зависит очень многое.

Бесспорный фаворит на рынке сегодня — фотографии императорской семьи. По некоторым оценкам, за последние пять лет достиг 700%. Это обеспечено тем, что в России в отличие от США или стран Европы фотография рассматривается в основном как часть истории, а не искусства — важны не красота и композиция (как в современных фотографиях), а отраженные на бумаге детали прошлого.

Помните о времени. Превратить тиканье старинных часов в капающие год от года проценты прибыли сегодня дорого, но возможно. Лучший способ для этого — вкладывать деньги в сложные механизмы, созданные известнейшими мастерами и фабриками. Именно механизм, а не декоративные украшения вопреки распространенному мнению, является определяющим фактором стоимости часов.

Наиболее дорогими являются часы, созданные до XVII века. Они появляются на рынке крайне редко. Последняя крупная продажа ($98 тыс.) — французские часы эпохи Людовика XIV — была зафиксирована на Sotheby’s в 2001 году.

Куда более распространены часы, созданные после XVII века. Тогда появились такие марки, как Bure, Moser, Breguet. Правда, на стоимости часов с клеймом последнего не сказалось распространение часового дела по Европе: они дороги, потому что невероятно сложны для своего времени ($750 тыс. — рекордная стоимость часов Breguet).

Основной недостаток этого направления — долгая окупаемость, часы не предмет для краткосрочных инвестиций.

Вкладывайте в скорость. Одним из наиболее роскошных и привлекательных с точки зрения имиджа является коллекционирование старинных автомобилей. Однако не самым доходным. Ретрокары приносят своим владельцам в среднем 15% годовых. В ходе торгов они обычно не превышают эстимейта. Например, на недавних торгах Christie’s не достиг верхней границы эстимейта автомобиль производства Automobiles Charron, которому уже более 100 лет, — он продан всего за $400 тыс.

Связано это в первую очередь с большими затратами на содержание коллекции. «Гараж для таких машин обязательно должен быть отапливаемым и вообще как можно более комфортабельным. В среднем одно машиноместо обходится в $150 в месяц», — говорит известный коллекционер ретрокаров предприниматель Евгений Ярославский. А в коллекции обычно не менее пяти машин.

Основной доход инвесторы в антикварные автомобили получают от реставрации приобретенных относительно недорого машин. Привести в порядок разбитый ретрокар стоит около $100 тыс., перепродать его потом можно в десятки раз дороже суммы покупки.

Наиболее дорогими являются, конечно, редкие автомобили. Обычно это машины, сделанные под заказ для кого-то из первых лиц государств или собранные для участия в гонках. Так, например, топ-лотом недавних автомобильных торгов Christie’s стал Jaguar С-type 1952 года выпуска — многократный победитель гонок Le Mans, его приобрели за $1,5 млн. Самое главное требование к таким экземплярам — документальное подтверждение их исторической ценности: без него цена будет в два-три раза ниже.

Окружайте себя красотой. Еще одним престижным и дорогостоящим хобби является коллекционирование мебели. Оно тем не менее способно принести инвесторам до 15% в год. Касается это, правда, только самых лучших и интересных лотов, посредственность здесь совсем не ценится.

Беспроигрышным вариантом, по мнению владелицы галереи «Первые имена» Елены Малинко, является коллекционирование крайне редких мебельных шедевров. Она советует обратить внимание на мебель, изготовленную в XVIII веке в России. Возраст, провенанс и сохранность — основные составляющие цены. Еще один не менее важный пункт — красота. Порой за нее готовы платить больше, чем за историю. Так, на торгах Christie’s сундук, украшенный жемчугом и фарфором, был продан за $5,2 млн, а редкий секретер в отличной сохранности, сделанный в XIX веке и стоявший некогда в спальне французского короля, покупатели оценили всего в $4 млн.

Однако такие цены вовсе не правило для мебельного рынка. На больших торгах, устроенных аукционным домом Ursula Nusser в январе 2006 года, было представлено 20 лотов. Самыми дорогими стали письменный стол и секретер орехового дерева, они ушли с торгов за $12 тыс. каждый (последний — с превышением эстимейта в 1,5 раза).

Собирайте деньги. «Нумизматика, на мой взгляд, является в средней ценовой категории одним из самых выгодных направлений. Во-первых, монеты и настольные медали при благоприятном раскладе способны дать довольно солидный прирост — 30-40% годовых, во-вторых, это хорошо изученная стабильная отрасль, в-третьих, не приходится тратить безумные деньги на хранение коллекции — достаточно арендовать ячейку в банке и ваше собрание в безопасности», — говорит эксперт специально-нумизматической фирмы «Монеты и медали» Дмитрий Максимов. В числе достоинств нумизматики и высокая ликвидность — относительно недорогие лоты быстро находят новых владельцев по выгодной для прежнего хозяина цене. Изученность и стабильность отрасли позволяют делать успешные прогнозы относительно тенденций, что также немаловажно.

Однако с уверенностью можно говорить и о ряде существенных недостатков нумизматики как инвестиционного инструмента. В первую очередь минусы связаны с большим количеством подделок — по некоторым оценкам, их более 80% на российском рынке. Атрибуция (установление времени и места выпуска) монет сложна — фальшивки с каждым годом становятся все более высококачественными, и даже эксперты, по их собственному признанию, не всегда способны распознать их сразу.

Не забывайте о новых открытиях. В 2005 году антиквары заговорили наконец о росте интереса к искусству Востока. Россия в этом смысле порядком отстала от Европы и США, где восточные торги давно собирают миллионы. Но русское искусство, наиболее интересное российским коллекционерам, сегодня чрезвычайно дорого, а буквально поголовное увлечение европейцев культурой и традициями Востока делает свое дело, пробуждая желание прикоснуться к китайской или японской старине. В немалой степени этому способствуют восточные новинки кинопроката — «Затойчи», «Куклы», «Мемуары гейши», «Герой» и т. д. «99% вещей после съемок фильма продаются с аукциона, и у них уже есть не только провенанс, но и киноистория, тоже влияющая на цену в сторону увеличения. Вышла коллекция дизайнера с восточными мотивами в одежде — проснулся интерес аудитории к тканям, костюмам, аксессуарам. Открылся новый ресторан — к предметам интерьера и декоративно-прикладному искусству. Это сейчас очень пластичный и живой сегмент рынка, количество заинтересованных людей постоянно растет — сейчас у нас уже более 200 постоянных клиентов», — рассказывает Кайто Юкимори, совладелец Салона японского антиквариата Юкимори.

Одним из основных недостатков этого направления можно назвать то, что в России мало специалистов, вплотную занимающихся восточной тематикой. Между тем консультации таких людей совершенно необходимы на начальном этапе коллекционирования, потому что подделок и некачественных предметов на рынке невероятное количество — до 85%. Отчасти и поэтому российские коллекционеры искусства и старины Востока в основном приобретают вещи на западных аукционах.

Наиболее ценным считается корейский фарфор, цены на него нередко достигают нескольких миллионов долларов и никогда не падают ниже $60 тыс. Китайские фарфоровые предметы продаются обычно не дороже $2 млн, а на японские начинаются от $30-40 тыс.

Опасный блеск

Затраты на реставрацию не всегда бывают оправданными. В последнее время коллекционеры проявляют наибольший интерес к вещам, дошедшим до нашего времени в хорошем состоянии, или во всяком случае предпочитают взглянуть на предмет до того, как мастера-реставраторы вернут ему былой блеск. Между тем риск неудачной работы очень велик, особенно в России, где пока недостаточно развит институт реставрации, а она способна снизить стоимость вещи в несколько раз.

Особенно это касается мебели, старинных книг и, конечно, ювелирных украшений — менять оправу, делая основную ставку на камень, нельзя: старинная огранка несовершенна и предмет потеряет свою ценность минимум вполовину, утратив лоск работы старого мастера.

Новое прочтение классики

Не вся старинная мебель является ценной. Выпущенные когда-то в массовую продажу массивные деревянные гардеробы, тумбы, столы и стулья сегодня, казалось бы, только занимают место в пыльных квартирах. Однако и на них можно заработать, причем совсем немало. Достаточно со вкусом и идеей отреставрировать надоевшую мебель, превратив ее в образчик модного сегодня шеби-шейк. «Мы выбираем предметы в первую очередь интересные и необычные, второе требование — как минимум удовлетворительное состояние, а третье, как ни странно на первый взгляд, — не эксклюзивность. Потому что вещи, наделенные этим качеством, требуют классической реставрации. Мы же используем другие методы — превращаем старое в новое, порой переделывая предмет до неузнаваемости», — говорит представитель салона Степана Михалкова «Мебельер» Роман Карпов.

Покупая старые и не нужные никому вещи за бесценок — речь идет о нескольких тысячах рублей — и вкладывая деньги в их авангардную реставрацию — обычно не более $3 тыс. с учетом работы мастера, вы получаете возможность продать их за несколько тысяч долларов, то есть в десятки раз дороже. Таким образом, ваша прибыль может составить 300-400%.

Антикварные определения

Атрибуция — установление авторов анонимных произведений искусства или времени и места их создания.

Провенанс — история перехода предмета искусства или старины из одной коллекции в другую.

Стринг — единица аукционных торгов, представляющая собой группу предметов, объединенных по качеству и направлению.

Эстимейт — предпродажная экспертная оценка вещи.

Журнал «Финанс.» № 12 (149) 27 марта — 2 апреля 2006 — Главная тема
Инга Коростылева

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.