Главный экономист московского представительства ВБ Кристоф Рюль 19 марта озвучил основные тезисы отчета банка — «Пенсионная реформа в России: проект и реализация». По мнению ВБ, российское правительство допустило промах уже на стадии перехода к накопительной системе пенсионного обеспечения. А именно оно не позаботилось о своевременном повышении пенсионного возраста российских граждан. По мнению банка, платить пенсию россиянам с 60 лет — непозволительная роскошь. По подсчетам его аналитиков, продолжающийся процесс старения населения страны приведет к тому, что к 2012 году отношение средней пенсии к средней зарплате наших граждан снизится с 36 до 24%, а к 2050 году — до 19%.
В соответствии с программой реформы пенсионная система России поделена на три части: базовую, страховую и накопительную. При этом, по мнению ВБ, не были созданы условия, стимулирующие поступление пенсионных взносов. То есть человек не заинтересован увеличивать отчисления в систему, не видя четкой и прочной связи между их размером и размером своей будущей пенсии. Кроме того, на начальном этапе львиная доля накопительной части пенсии по крайней мере на первом этапе будет управляться государственной структурой — Внешэкономбанком. Аналитики ВБ сомневаются, что это управление будет достаточно эффективным. Одной из причин тому, как они полагают, является неразвитость российской инфраструктуры финансовых рынков и недостаток объектов для инвестирования столь значительных пенсионных ресурсов. В связи с этим банк предлагает разрешить размещение пенсионных средств в иностранные активы, доведя квоту до 20% к 2008 году. В противном случае, как считают эксперты ВБ, их сохранность не будет очевидной. И в случае замедления темпов роста экономики российская пенсионная система вообще может оказаться финансово неустойчивой. Выход этого доклада стал очередной палкой в колеса реформы. Серьезные проблемы с ее реализацией начались еще месяц назад.
На весну нынешнего года правительством запланировано проведение конкурса между управляющими компаниями на право их доступа к накопительной части пенсионной системы. 17 февраля Минэкономразвития представило проект положения, утверждающий критерии отбора. Это был уже третий вариант, жесткость требований которого давало пропуск на рынок примерно 8-10 компаниям. Однако чуть позже выяснилось, что и они могут оказаться вне игры. Во-первых, в конце февраля Минэкономразвития сформулировало целый ряд дополнительных требований, делающих практически невозможной передачу накопительных пенсионных средств управляющим. Так, было предложено установить весьма низкий порог вознаграждений управляющих на тот случай, если в оборот к ним поступит сумма, превышающая 1 млрд рублей. По мнению участников рынка, этот порог находится ниже уровня рентабельности их работы. Во-вторых, выяснилось, что передача пенсионных средств в управление частным компаниям не нашла никакого отражения в расходной части бюджета Пенсионного фонда. А без соответствующей строчки в законе о бюджете ПФР просто не имеет право «отпускать» деньги в частный сектор.
Детали этого ляпсуса выяснились буквально на днях. Как оказалось, при подготовке и принятии законодательных актов, регламентирующих проведение пенсионной реформы, возник конфликт между ними и нормами действующего бюджетного законодательства. Закон об инвестировании накопительной части трудовой пенсии в РФ дает гражданам России право с 2003 года передавать свои пенсионные накопления из ПФР в управляющие компании. Однако закон о бюджетной классификации требует, чтобы новым бюджетным расходам предварительно были присвоены соответствующие коды. Сущая формальность. Однако она, якобы по недогляду профессионалов-законников, не была соблюдена. И пенсионным накоплениям, как внезапно выяснилось, никто никаких кодов на текущий год не присваивал.
Поэтому и передавать их управляющим нельзя. И вот теперь Минэкономразвития предлагает внести в бюджетное законодательство необходимые поправки. Однако как скоро они освободят дорогу частным управляющим на рынок государственных пенсионных ресурсов — вопрос открытый. Как и вопрос, какие еще препятствия неожиданно возникнут на пути реформы до выборов. Видимо, россиянам сначала все же придется выбирать депутатов и президента и лишь потом компанию, которая должна будет обеспечить им спокойную и сытую старость.
Как считает первый заместитель председателя правления ПФР Александр Куртин, перевод средств из государственной пенсионной системы в частный сектор может состояться не раньше 2005 года. Причем это касается только управляющих компаний. Негосударственные пенсионные фонды, по мнению чиновника, получат доступ к ним лишь в 2006 году.
Журнал «Финанс.» № 4 (24-30 марта 2003) — Личное
Антон Кузин
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.