Плата за свет

Любители антикварных осветительных приборов сталкиваются, как правило, с двумя сложностями. Во-первых, по-настоящему ценных предметов работы великих мастеров на рынке мало и почти все они попадают в музейные собрания или большие частные коллекции, владельцы которых вовсе не намерены расставаться с драгоценными раритетами. Во-вторых, из круга интересов большинства любителей старины выпадают дворцовые осветительные приборы, в основном люстры. Уникальные, очень дорогие и, безусловно, представляющие интерес, эти предметы обычно чрезвычайно велики по размеру и требуют много места — если вы хотите украсить ими интерьер, не каждая загородная резиденция подойдет. Поэтому наибольшим спросом у коллекционеров пользуются относительно мелкие предметы — их стоимость может быть самой разной, от $500 до сотен тысяч долларов (но это бывает редко). Обычно же стоимость интересных для коллекционеров экземпляров составляет $10-15 тыс.

Сегодня популярны как российские антикварные светильники, так и западные, в том числе американские. Наибольшую коллекционную ценность представляют предметы, созданные в XVIII — начале XIX веков. Но таких экземпляров до нашего времени дошло не так много — в основном же превалируют осветительные предметы рубежа XIX-XX веков. Есть как интересные с точки зрения коллекционирования, так и просто декоративные вещи, не представляющие особой ценности.

Что выбрать. Решив обзавестись коллекцией светильников, способной со временем принести прибыль, необходимо четко определить, что вам интересно и доступно: лучшего результата вы добьетесь, если сразу определите концепцию будущего собрания. В России сохранилось не так уж много старинных светильников и подсвечников — революции и войны уничтожили значительную часть наследия старины. Да и было раритетов вплоть до начала XX века не так уж много. Скажем, в начале XVIII века аристократы еще редко использовали светильники — залы оставались полутемными. Но уже к середине столетия ситуация изменилась, и до нашего времени дошли замечательные образцы эпохи петровского барокко.

Но самые, пожалуй, ценные светильники выпускались в России в период классицизма: тогда состоятельные люди очень интересовались золоченой бронзой. Ее заказывали из Франции, где в середине XVIII века бронзолитейное дело было очень развито. В России же действовал только один завод — в Петербурге. Его мастера подражали французским, и предметы были хоть и менее изысканные, но все же довольно дорогие. «На отечественном антикварном рынке русская бронза вообще очень ценится, в том числе и в осветительной арматуре. Это объясняется тем, что в России бронзолитейное направление не успело развиться в крупных промышленных масштабах, как, например, во Франции, и на рынке присутствует мало антикварных предметов подобного рода», — объясняет эксперт Аукционного дома «Гелос» Светлана Белоусова.

В конце XVIII века императрица Екатерина II своим указом запретила ввоз предметов роскоши из-за границы: такова была реакция на революционные события во Франции 1789-1793 годов. Действовал запрет до 1823 года, из-за чего отечественные мастера лишились предмета для подражания — пришлось разрабатывать собственный дизайн. Это послужило основой для зарождения неповторимого русского стиля светильников эпохи классицизма — чрезвычайно богато декорированных, значительно отличающихся от принятых в Европе канонов. Такие вещи чрезвычайно ценны. «Русский классицизм — магическое словосочетание для коллекционера, — говорит реставратор Сергей Маликов. — Во-первых, до наших дней дошло до обидного мало предметов той эпохи, во-вторых, они настолько самобытны и уникальны, что просто не могут не заинтересовать любителя антиквариата — за лучшие образцы подобных светильников на аукционах можно получить свыше $100 тыс.».

Невероятного рассвета производство подсвечников достигло к началу-середине XIX века — эпохи ампира, оставившей сегодняшним инвесторам замечательные произведения. Русские мастера снова начали подражать в своей работе французам, в первую очередь Томиру, а также Галлю, Раврио, Фешеру, однако не без некоторых вольностей — тяжесть, помпезность русской осветительной арматуре той поры не столь свойственны, нежели французам. К изготовлению светильников для богатых домов, в основном царских семей, в России привлекали известных архитекторов: Воронихина, Росси и др. Этот опыт также заимствован с Запада.

В Москве ко второй четверти XIX века сформировался второй центр по производству подсвечников, наиболее крупными были заведения Петрова и Самарина. Однако их произведения были менее роскошны. Именно в Москве впервые стали применять технику штампованной бронзы, собирали предметы из разных деталей. Цена таких вещей в несколько раз ниже, и сейчас стоят они примерно вполовину меньше, чем литые. К этому периоду относятся подсвечники не самого высокого качества и декоративной ценности — свое взяла массовость производства, всегда снижающая привлекательность изделий.

Широкое распространение имели также лампы — керамические и бронзовые масляные светильники. В эпоху классицизма создавали предметы с «античным характером» — под древние лампады. К середине XVIII века больше внимания стали уделять не внешнему виду, а функциональности и удобству светильников. Одним из первых крупных изобретений стала так называемая кенкетная (по фамилии изобретателя Кенкета) лампа, где горелка располагается ниже резервуара с маслом. Новшеством с превеликим удовольствием пользовались во всей Европе. В Россию эти лампы проникли в самом конце XVIII века — во дворцы и дома аристократии, богатых дворян. Как произведения искусства светильники не ценились — они были недостаточно изящными и красивыми. И сегодня их чаще можно встретить в музейных собраниях, чем в частных коллекциях и на антикварных аукционах.

Зато карсельские (по имени мастера швейцарца Карселя) светильники, устроенные очень сложно, с часовым механизмом, представляют не только научно-технический, но и коллекционный интерес. Стоили они чрезвычайно дорого, при изготовлении использовались бронза и фарфор, точные часовые механизмы выписывали из Швейцарии и Франции. Лампы давали ровный, очень мягкий свет и полюбились состоятельным людям всего мира. Позже, с появлением электричества, карсельские лампы стали переделывать, с ними не желали расставаться — настолько красивы они были: расписные, позолоченные, классической округлой формы.

Очень распространены были керосиновые лампы, которые также переделывали в электрические. Они отличались простотой, так как использовали их в основном в домах со средним достатком. В антикварных магазинах по сей день можно встретить самые разнообразные экземпляры — основная их масса имеет исключительно декоративное назначение и для инвестиционной коллекции не подходит.

В середине XIX века в домах аристократии появились люстры Императорского фарфорового завода. «Чаще всего эти предметы были похожи на произведения мейценовской фарфоровой мануфактуры, чрезвычайно популярной в Европе, — говорит коллекционер Дмитрий Гапеев. — Это рожки, имитирующие ветви дерева: в верхней части композиции — ананас, в нижней — птичье гнездо». Популярность их объяснима — люстры замечательно гармонировали с пышной отделкой будуаров. Подлинные же мейценовские люстры были чрезвычайно сложно выполнены: из множества лепных фарфоровых деталей, делались полностью вручную. У сегодняшних коллекционеров такие произведения очень востребованы, и стоимость их высока — как правило, более $15 тыс.

После изобретения электричества лампы прочно вошли в обиход. В конце XIX века их стали оформлять чрезвычайно богато, российские мастера буквально утратили чувство меры. Появлялись как изделия из золоченой бронзы, так и из дешевых материалов. Детали зачастую могли быть некачественными, ведь началось массовое производство. Вещи эпохи ар-деко, например, очень эффектны на вид, но при ближайшем рассмотрении порой оказывалось, что они сделаны крайне неаккуратно, даже небрежно.

Однако во второй половине XIX века Европу, а постепенно Россию захватила страсть к хрусталю. Он и раньше использовался для украшения осветительных приборов, но его светотехнические параметры стали со временем гораздо лучше. Предметы из натурального горного хрусталя были очень дороги — одна люстра, богато декорированная и сделанная известным мастером, могла стоить примерно половину городского дома.

«Неправильно думать, что в России ценятся только русские и европейские осветительные приборы, — говорит Светлана Белоусова. — Весьма велик интерес коллекционеров и к предметам известной американской фирмы Tiffany». Компания работала с конца XIX века и на рубеже XX выпускала много различных предметов, в том числе ламп. Их цены на мировых аукционах зачастую существенно превышают отметку в $100 тыс. — солидную для осветительной арматуры. В России ламп Tiffany сохранилось немного, но коллекционеры их очень любят. Вид этих чрезвычайно дорогих предметов знаком почти каждому — их отличают абажуры-мозаики из цветного стекла.

Как выбрать. Начинающему коллекционеру в первую очередь следует запомнить: существует масса светильников и подсвечников, не имеющих коллекционной ценности. Такие вещи, стоимость которых не превышает $1 тыс., составляют ассортимент антикварных лавок, да и на аукционах, бывает, встречаются.

«Существенно повысить цену любого, даже ничем, казалось бы, не примечательного осветительного прибора может его историческая ценность, — говорит Дмитрий Гапеев. — Однако дарственная надпись вовсе не признак дорогой вещи. Почти на каждой подделке найдется такая подпись». Собственно, наличие клейма или гравировки скорее свидетельствует о том, что в руках у вас фальшивка. Если предмет по легенде принадлежал какой-нибудь крупной исторической личности, этому должны быть документальные свидетельства, например фотографии или бланк индивидуального заказа. Что же касается клейм, то на подлинной русской световой арматуре их обнаружить не всегда легко. Ведь после запрета на ввоз бронзы российские производители светильников стали подделывать французские вещи, а когда государство выпустило постановление о необходимости клеймения всех бронзовых предметов, выпущенных в России, мастера постарались выбрать место, где клеймо было трудно увидеть.

Ценными могут быть не только бронзовые изделия, но и, например, деревянные. Они делались по эксклюзивным эскизам, были очень оригинальны и не подвергались многократному повторению. И конечно, может быть чрезвычайно выгодным приобретение осветительных приборов из драгоценных металлов с вкраплением самоцветов или благородных камней. Это ювелирные украшения, которые, даже не обладая высокой культурной ценностью, в некоторых случаях могут надежно сохранять и приумножать ваш капитал. Часто для изготовления подсвечников и деталей ламп использовалось серебро, но наиболее распространена бронза с хрусталем и фарфором.

Остановив свой выбор на осветительных приборах, учтите: спрос на рынке на них непостоянен и не всегда велик. В ряду прочих антикварных инвестиционных инструментов осветительная арматура занимает одно из последних мест — на ней можно заработать не более 5-10% годовых. Однако пик интереса к этому направлению еще впереди.

ДОХОД

5-10% годовых можно заработать на осветительной арматуре, однако пик интереса к ней еще впереди

Журнал «Финанс.» №42(179) 30 октября – 5 ноября 2006 — Антиквариат
Инга Коростылева

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.