Ежегодно из России в ведущие международные бизнес-школы уезжают 120-130 человек. Какие учебные заведения они выбирают? «За последние два-три года, — рассказывает Зоя Зайцева, исполнительный директор компании MBA Consult, — в Wharton на full-time МВА-программу традиционно поступают 6-8 человек, в Harvard — 5-6 человек. Это довольно много: обычно в школах набирается от одного до трех представителей России. Так, в Stanford ежегодно поступают один-три россиянина и еще несколько русскоговорящих студентов из других стран. В Европе же много россиян учится в LBS (London Business School) и в Insead. В IMD традиционно приезжает один-два человека из России, что неудивительно, учитывая небольшой набор — 90 человек. Если же вести речь об executive МВА-программах (EMBA), ориентированных на топ-менеджеров, чей опыт работы составляет 10-12 лет, можно выделить школы-лидеры — Chicago Graduate School of Business (GSB) и Duke. За ними следуют Insead, Columbia, LBS и иные заведения».
«Мы выбираем…» При подборе бизнес-школы решающую роль играют рейтинги. Это понятно: чем престижнее учебное заведение, тем более опытных преподавателей оно приглашает, более эффективные программы предлагает, тем выше процент трудоустройства на руководящие позиции престижных компаний среди выпускников. Впрочем, по мнению вице-президента управляющей компании «Ренессанс Капитал» Вячеслава Давиденко, окончившего Chicago GSB, это даже не главное. «В обычной бизнес-школе вполне могут быть более опытные преподаватели, она может быть сильнее по какой-то дисциплине, пользоваться большим спросом у рекрутеров в определенной индустрии. Но за редчайшим исключением, чем «топовей» школа, тем более яркие люди в нее поступают». Несколько месяцев обучения в одной группе с будущими (а подчас и настоящими) топ-менеджерами ведущих компаний Америки и Европы, что и говорить, может оказаться делом очень небесполезным.
Общий рейтинг школы, впрочем, не всегда показателен. Как правило, учебные заведения исторически сильны в одном-двух направлениях, на которые и делается упор как преподавателями, так и рекрутерами. Так, по оценкам экспертов, по специальности «финансы» лидируют школы Chicago GSB, Wharton, Columbia, New York University. General management лучше всего изучать в Harvard или Darden. Если вы хотите углубиться в технологии, то однозначный лидер здесь MIT. Специальность International business хорошо преподают в непопадающей в первую двадцатку школе Thunderbird, предпринимательство — в Babson College. Поэтому при выборе учебного заведения стоит внимательно просмотреть и рейтинги по специализациям.
Для того чтобы окончательно определиться с бизнес-школой, лучше всего туда съездить, пообщаться со студентами, побродить по кампусу. Если же такой возможности нет, стоит посетить выставку World MBA Tour, чтобы подробно побеседовать с представителями самых разных учебных заведений. Кроме того, существуют и клубы выпускников: по данным петербургского представительства Стокгольмской школы экономики, в России насчитывается около 850 человек, окончивших LBS, 650 учившихся в Insead, 550 бывших студентов IMD и 75 выпускников Michigan.
Full-time или Executive? Немаловажным фактором при выборе учебного заведения, как ни странно, является возраст будущих слушателей. Европейские бизнес-школы обычно подходят для тех, кто постарше, американские же предпочитают более молодых аппликантов. Например, человеку за тридцать поступить в Stanford будет довольно сложно. Однако Darden или University of Virginia вполне лояльно относятся к 35-39-летним студентам. Средний возраст россиян, которые подают документы на full-time программы в Америке, составляет 27-29 лет, в Европе — 28-30. Что до EMBA, то к нему обращаются люди в возрасте 33-35 лет, обладающие определенным статусом: это либо владельцы бизнеса, либо топ-менеджеры.
В последние годы, впрочем, наблюдается новая тенденция: аппликанты, решившие подать документы на обучение по модульным программам, стремительно молодеют. «В этом году, — рассказывает Зоя Зайцева, — 27-летняя девушка поступила на Executive МВА-программу в Chicago GSB. Такой юный возраст — следствие нашей экономической ситуации, когда потеря года или двух может оказаться роковой для успешной карьеры». В то же время зачастую талантливые топ-менеджеры, поступившие на full-time МВА-программы в тот же Wharton, MIT, Columbia, не едут на учебу, несмотря на то, что прошли жесткий конкурс и были зачислены. Они предпочитают остаться в бизнесе, заработать деньги, построить карьеру, а после подать документы на ЕМВА. Кроме того, во всем мире растет спрос на Executive education — образование, которое не является МВА-степенью, а представляет собой краткосрочные программы — тренинги и семинары.
«Жигули» против «Мерседеса». Впрочем, для того чтобы стать обладателем диплома МВА, отнюдь не обязательно уезжать за тридевять земель. Ведущие российские экономические вузы предлагают обрести бизнес-образование, что называется, не отходя от кассы (подробнее эту тему см. в «Ф.» №.33 «Российский МВА: иллюзии и реальность»). Так, в Высшей школе финансового менеджмента при АНХ РФ можно получить степень «мастер делового администрирования» по специальностям «финансы» и «стратегические финансы» (последняя программа является модульной). В Государственном университете управления преподают корпоративное управление и корпоративные финансы, финансовый и налоговый менеджмент, стратегию международного бизнеса и др. Школа «Мирбис» предлагает также дисциплины по специализациям «управление производством», «управление бизнесом и предпринимательское право», «управление нефтегазовым бизнесом».
В целом российское бизнес-образование постепенно начинает завоевывать позиции на внутреннем рынке — особенно на волне разговоров о том, что западные программы MBA недостаточно «локализированы» под российскую действительность, в результате чего выпускники не могут быстро адаптироваться к российским реалиям. «В свою очередь российские программы MBA, — считает Алексей Миронов, начальник отдела маркетинга и развития бизнеса рекрутинговой компании Coleman Services Inc., — пока еще не достают по уровню до западных. Большую роль играет преподавательский состав программ MBA: в России это, к сожалению, пока доктора наук и профессора, а вовсе не генеральные директора и топ-менеджеры, обладающие теми ценными практическими знаниями, которые так необходимы слушателям».
Сопоставляя российское и западное бизнес-образование, Вячеслав Давиденко приводит любопытный образ. «Это все равно что сравнивать «Мерседес» и «Жигули». Я не имею в виду, что какая-то из машин лучше, а какая-то хуже: у них просто разные предназначения. Если человек работает и собирается работать только в России, то вполне релевантным будет российское образование. Но если он хочет работать в транснациональной компании и общаться с американскими и европейскими коллегами на одном языке, то западное образование более адекватно».
Не стоит ждать манны. Насколько наличие степени МВА дает преимущество при устройстве на работу? «Ее обязательное наличие редко фигурирует в требованиях к кандидатам и скорее позиционируется как желательное, — комментирует Алексей Миронов. — Нельзя сказать, что выпускникам бизнес-школ отдают безусловное предпочтение. Прежде всего работодателей интересует профессионализм соискателя, его квалификация, наконец, личностные качества. Изредка требование является обязательным для претендентов на топовые позиции, но при этом нет практики отклонения кандидатуры из-за отсутствия степени».
Как утверждает консультант по подбору персонала консалтинговой группы «Консорт» Елена Квартальнова, степень MBA влияет на востребованность российских специалистов именно в российских компаниях. Для западных же клиентов наличие диплома о бизнес-образовании не принципиально. Из отраслей наибольшим «потребителем» выпускников программ MBA является сфера добычи и переработки сырьевых ресурсов, востребованными оказываются они и в финансовом секторе.
Ожидать, что сразу после получения степени МВА размер заработной платы резко увеличится, не стоит: образование является лишь дополнительным фактором, который, однако, может оказаться решающим при конкуренции за ту или иную позицию. Большинство рекрутеров отмечает, что уровень заработной платы у дипломанта MBA чаще всего не отличается от уровня зарплаты специалиста, не имеющего такого образования. Исключением бывают гонорары топ-менеджеров уровня генерального директора.
Выпускники престижных бизнес-школ, впрочем, зачастую проходят «отдельным списком», не тратя время и силы на обивание порогов престижных контор. «В управляющую компанию «Ренессанс Капитал» меня позвал работать мой сокурсник по Chicago GSB Андрей Мовчан, который является ее президентом, — делится с «Ф.» Вячеслав Давиденко. — Другой мой сокурсник Сергей Суров стал вице-президентом Промсвязьбанка, председателем совета директоров которого является Дмитрий Ананьев, продолжающий свое обучение в Chicago GSB. Президент страховой компании «Наста» (Гарри Делба. — «Ф.») также окончил эту бизнес-школу, равно как и ее финансовый директор (Михаил Волков. — «Ф.»). И это опять-таки случай, когда один выпускник нашей школы сыграл далеко не последнюю роль в рекрутировании другого выпускника. Марка значит очень много».
Итого. Стоимость МВА-образования имеет стойкую тенденцию к повышению. Обучение по однолетней программе в западной бизнес-школе обойдется примерно в $40 тыс., двухлетняя учеба — около $30-35 тыс. в год. Отдельная статья — оплата проживания, питания, поездок. Она способна увеличить расходы в среднем на треть. Подробные выкладки, как правило, можно найти на сайтах школ, но в среднем расходы за двухлетнее обучение составят около $100-120 тыс. «Если сложить все расходы, которые я затратил на образование, — подсчитывает вице-президент управляющей компании «Пиоглобал Эссет Менеджмент» и выпускник бизнес-школы Duke Алексей Чуб, — то получится около $100 тыс. Окупились же эти затраты примерно через два года».
Школы стараются оказывать финансовую помощь слушателям, в которых они заинтересованы. Существует возможность взять кредит, которая почти автоматически предоставляется студентам многих американских школ, среди которых Harvard, Stanford, Wharton, Chicago GSB, Columbia. Как правило, срок его погашения составляет 10-25 лет, а первые выплаты выпускники производят уже через полгода после получения степени МВА.
Кредит в Duke делится на две части: на обучение и проживание. Для получения последнего потребуется американский косайнер — поручитель с гражданством или грин-картой в США. В Европе с получением кредита могут возникнуть серьезные проблемы. Так, в связи с изменением требований ЦБ Испании кредиты иностранным студентам в этом году выдаются только при предоставлении гарантийного письма от солидного банка (что весьма проблематично для студентов из развивающихся стран). Некоторые учебные заведения и вовсе отказываются участвовать в кредитных программах для российских студентов. Следует помнить, что на обучение по программе EМВА кредит не предоставляется.
Вместе с тем в некоторых учебных заведениях оказывают безвозмездную финансовую помощь студентам, иначе говоря, выплачивают стипендию. Тут возможны два варианта: need-based и merit-based: «нуждающимся» и «заслуживающим». В первом случае основанием для стипендии является невозможность поступившим самостоятельно оплатить свою учебу, во втором — выдающиеся факты биографии, необычно высокий результат GMAT, карьерные успехи, социальная деятельность и прочие заслуги.
В российских бизнес-школах стоимость программ МВА на порядок ниже. Так, учеба в ГУУ обойдется примерно в $7500-8600, за курс «МВА-финансы» в Высшей школе финансового менеджмента при АНХ РФ придется заплатить 12 250 евро, а за обучение по программе МВА-«Мирбис» — в районе $8500-9500.
Россия — вперед. «Сегодня бизнес-школы чувствуют себя менее комфортно, чем год или два назад, считает Зоя Зайцева. — Тогда в Штатах была рецессия, в мире — экономический кризис. Многих увольняли, и появился повод заняться собственным образованием. Поэтому в позапрошлом году был рекордный конкурс — документы подавали по 7 тыс. человек. Сейчас, когда экономика начала восстанавливаться, а в некоторых странах даже наблюдается экономический бум, слушателей, желающих поступить на программы full-time, стало меньше». По словам национального директора по продажам компании Kelly Services CIS Наталии Матусовой, на Западе MBA постепенно перестает быть признаком, относящим людей к некой высшей касте. Степень становится делом обычным, а возраст слушателей год от года снижается.
В целом специалисты не ожидают бурного всплеска интереса к западному МВА-образованию: вряд ли количество студентов, ежегодно уезжающих учиться в топовые бизнес-школы, в ближайшее время превысит 100-130 человек. Западные бизнес-школы скорее будут уделять больше внимания своему имиджу в России, но не слишком торопиться с открытием российских филиалов (пока он один — от Стокгольмской школы экономики). В крайнем случае возможен вариант сотрудничества западной школы с российскими вузами, но и тут топовые бизнес-школы вряд ли проявят особый интерес. В то же время, по мнению Алексея Миронова, в ближайшие годы все больше российских вузов будет стремиться открывать программы MBA. В тех же институтах, где МВА уже существует, расширится перечень специальностей. Все это обусловлено, разумеется, растущим спросом на российское бизнес-образование.
Рейтинг американских бизнес-школ
Бизнес-школа
Средний
Процент
Трудоустроены
Стоимость
.
балл
принятых
по окончании
обучения
.
GMAT
в 2004 г.
учебы, %
в год, $ тыс.
Harvard University
708
11,6
77,6
33,7
Stanford University
713
9,2
75,4
36,3
University of Pennsylvania (Wharton)
713
15,9
73,7
37,3
Massachusetts Institute of Technology (Sloan)
710
18,2
77,0
34,8
Northwestern University (Kellog)
703
15,7
72,7
34,3
Columbia University
709
12,5
70,5
34,8
Chicago GSB
690
22,9
67,2
34,7
University of California — Berkeley (Haas)
700
12,8
68,2
28,0
Dartmouth College
696
19,0
75,1
34,5
University of Michigan — Ann Arbor
692
22,7
61,6
34,7
Duke University
703
25,3
56,2
34,4
University of California — Los Angeles (Anderson)
710
20,6
52,1
29,2
University of Virginia (Darden)
678
24,2
66,7
33,3
Cornell University (Johnson)
672
30,4
62,6
33,9
New York University (Stern)
700
18,5
62,4
34,1
Источник: US News & World Report
КОММЕНТАРИИ
Наталия Матусова, национальный директор по продажам Kelly Services CIS, выпускница Chicago GSB:
— В моих планах было место образованию за рубежом. Школу выбрала после изучения рейтингов. Немаловажным явился и тот факт, что в 2003 году Chicago GSB, на котором я решила остановиться, запустил укороченный вариант MBA — Management Institute program, который занимает всего семь месяцев. Со мной вместе учились топ-менеджеры крупных корпораций, в том числе из McDonalds и Wrigley. На группу в 40 человек, средний возраст которой составлял 38 лет, оказалось двое русских — я и мой муж. Мы же и самые молодые. Профессорский состав, читающий финансы, маркетинг, стратегию, ведение переговоров, завидный: действующие члены советов директоров и бизнес-консультанты крупных корпораций. По окончании пребывания мне и мужу поступали предложения продолжить работать в США. Мы решили вернуться: работать в России сейчас интереснее. А в Америку мы поедем сплавляться по Гранд-каньону.
Алексей Чуб, вице-президент УК «Пиоглобал Эссет Менеджмент», выпускник бизнес-школы Duke:
— При подборе школы для меня определяющим был ее уровень в рейтингах — важно было, чтобы она была среди пятнадцати лучших. Я подыскивал EМВА-программу и удобный график поездок. Решил подавать документы сразу в несколько учебных заведений, однако первыми по дате оказались экзамены в Duke, и, пока я подавал документы во вторую школу, мне прислали подтверждение, что я принят. Я очень доволен: не ожидал, что МВА окажется для меня настолько полезным. К выходцам из России на Западе относятся несколько настороженно. Это, конечно, не утрированный вариант с белыми медведями, но тем не менее существует барьер. МВА-образование его фактически убрало и дало определенный уровень доверия в западном мире: тебя приняли в клуб, где ты до этого был чужим. И очень многое кардинально меняется: если раньше требовалось тратить полгода на убеждение западных партнеров, то сейчас они верят на слово.
Вячеслав Давиденко, вице-президент УК «Ренессанс Капитал», выпускник Chicago GSB:
— Рассказы о том, что западное бизнес-образование неприменимо в России — это рассказы людей несведущих. Как если бы человек, который ни разу в жизни не играл в футбол, а только смотрел его по ТВ, вдруг начал учить, как забивать пенальти или стоять в воротах. Я считаю, что для подавляющего числа выпускников изменения происходят достаточно резкие. Люди действительно прибавляют в зарплате, в должности. Например, я окончил Chicago GSB и достаточно быстро был приглашен в «Ренессанс Капитал», куда, не имея соответствующего предыдущего опыта, на свою сегодняшнюю позицию вряд ли попал бы.
Журнал «Финанс.» №40 (81) 25-31 октября 2004 — Образование
Юлия Гордиенко
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.