Потребительское кредитование: в бой рвутся все

Потребительское кредитование стало широко распространяться на российском рынке банковских услуг в последние три года. Если раньше банки предпочитали работать исключительно с заемщиками-юридическими лицами, то теперь кредитные учреждения бросились осваивать новый вид услуг. На недавнем международном банковском конгрессе в Санкт-Петербурге представители различных финансовых институтов неоднократно повторяли, что банковскому сектору приходится перестраиваться на новые рельсы: теперь, когда рынок крупных корпоративных клиентов поделен, кредитным учреждениям необходимо ориентироваться на массового заемщика.

Потребительское кредитование занимает одну из ведущих позиций среди других видов кредитования частных лиц, таких как целевые кредиты на покупку автомобиля или недвижимости. В отличие от автомобильного или ипотечного кредитования банк не отслеживает, на покупку каких товаров клиент берет кредит.

Возрастающая активность банков на рынке потребительского кредитования позволяет уже сегодня назвать данное направление развитым, по крайней мере в пределах Москвы. Маркетинговая политика ведущих банков на рынке кредитов населению дает неплохие результаты – все большее число россиян рассматривают банковский кредит на покупку дорогостоящих товаров длительного пользования как альтернативу собственным сбережениям или займу у родных и знакомых.

Борьба за лакомый кусок

У истоков потребительского кредитования в России стоит банк “Русский стандарт”, в 2001 году предложивший свою программу кредитования частных лиц. В результате реализации программы клиентами банка стали более 800 тыс. человек, а объем предоставленных кредитов превысил 10 млрд рублей. В свое время банк заключил соглашение на предоставление потребительских кредитов на торговых площадях ведущих розничных сетей в Москве и регионах присутствия банка, сейчас число компаний – партнеров “Русского стандарта” достигло двух тысяч.

Однако со временем на возможность предоставления кредитов непосредственно на месте приобретения клиентом товаров стали обращать внимание другие банки, принявшиеся отбирать бизнес у “Русского стандарта”. Сегодня можно наблюдать жесткую конкуренцию среди финансово-кредитных учреждений за право эксклюзивного сотрудничества с такими известными торговыми сетями, как “М.видео”, “Техносила”, “Эльдорадо” и др. Так, сеть “М.видео” – один из крупнейших продавцов бытовой техники, первым начавший сотрудничать с “Русским стандартом” в области потребительского кредитования, готовится заключить соглашение с Альфа-банком. Наблюдатели полагают, что последний предложил сети более выгодные условия сотрудничества.

Еще раньше у “Русского стандарта” увели другого крупного партнера – сеть магазинов “Техносила”. Тогда конкурентном “Стандарта” и новым игроком на рынке стала чешская компания Home Credit Finance – один из лидеров в области потребительского кредитования в Восточной Европе. Для вхождения на российский рынок компания Home Credit приобрела московский банк “Технополис” и переименовала его в ООО “Хоум Кредит энд Финанс Банк”. Но далеко не все банки стремятся заполучить себе клиентов через розничные торговые точки, заманивая в партнеры федеральные и региональные сети магазинов. Как сообщили журналу “Финанс.” в Московском кредитном банке, до конца августа банк планирует предложить своим клиентам, которые уже имеют положительную кредитную историю, кредит на неотложные нужды. При этом банк не будет ограничивать клиентов определенным перечнем торговых сетей. Клиент будет вправе выбрать магазин на свое усмотрение.

А Транскредитбанк совместно с торговой сетью “Аристон” и интернет-магазином “003.ru” реализует проект, позволяющий частным лицам купить товар в рассрочку сидя дома или на работе – через глобальную сеть. При этом в интернет-магазине “003.ru” предложение распространяется на весь ассортимент разделов “Крупная бытовая техника”, “Встраиваемая бытовая техника”, “Аудиотехника”, “ТВ и видеотехника” и “Компьютеры и периферия”.

Объемы растут

По последним данным наиболее активно потребительские кредиты предоставляет банк “Русский стандарт”, Райффайзенбанк, Альфа-банк и традиционно Сбербанк. За прошлый год объем кредитов, выданных физическим лицам банками, вырос в полтора раза до 142 млрд рублей. Темпы роста банковских портфелей потребительских кредитов небывало высоки. Как сообщили журналу “Финанс.” в Транскредитбанке, только за неполные шесть месяцев 2003 года банком было заключено свыше 3,5 тыс. договоров рассрочки на сумму, превышающую 25 млн рублей, в то время как за 2001-2002 годы банк заключил около 12 000 договоров на сумму порядка 80 млн рублей.

В Промстройбанке динамика показателей по объему потребительского кредитования за последние годы выглядит следующим образом: на конец 2000 года объем выданных кредитов составлял 110 млн рублей, на конец 2001 года – 152 млн, на конец 2002 года – 208 млн рублей.

По словам президента Сбербанка России Андрея Казьмина, темпы роста объема потребительских кредитов в его ведомстве даже выше, чем рост корпоративных кредитов. В 2001 году рост объема кредитов, выданных населению Сбербанком, составил 111%, в 2002 году – 50%, в то время как рост корпоративных кредитов составил в 2001 году 56%, в 2002 году – 35%.

По словам начальника кредитного управления дирекции кредитования ОАО “Банк “МЕНАТЕП Санкт-Петербург”” (опорный банк нефтяной компании “ЮКОС”) Елены Заводовской, возросший интерес ее банка к операциям на рынке потребительского кредитования вызван в первую очередь стабилизацией экономической ситуации и как следствие ростом доходов и платежеспособного спроса населения на кредиты. Активную работу по потребительскому кредитованию банк начал с конца 2002 года.

По мнению аналитиков, тенденция роста выдаваемых банками потребительских кредитов в ближайшее время не только сохранится, но и будет усиливаться. Банки заинтересованы в продвижении потребительских кредитов, так как кредитование населения является перспективным направлением деятельности как с точки зрения доходов, так и с позиции кредитных рисков.

“В будущем, безусловно, прогнозируется дальнейшее существенное увеличение доли потребительского кредитования на рынке банковских кредитов, – говорит директор департамента розничного бизнеса Московского кредитного банка Екатерина Демыгина. – Из-за существующей конкуренции на данном сегменте рынка банки стремятся предложить аудитории более выгодные программы, поэтому последнее время мы наблюдаем снижение процентных ставок и изменение условий программ”.

По мнению директора департамента кредитования и инвестиций Импэксбанка Сергея Урюпичева, банкиры понимают, что кредитные продукты должны быть доступны широким слоям населения, имеющим стабильные источники дохода. “Это ведет к тому, что банки начинают предлагать их по умеренным процентным ставкам на достаточно длительные сроки”, – говорит Сергей Урюпичев. Так, при рыночных средних ставках в размере 17-33% в рублях и 12-21% в валюте на срок до двух лет в его банке физическим лицам предлагаются кредитные продукты соответственно под 18-20% и 14-16% годовых на сроки до трех лет в зависимости от типа кредита и потребности заемщика.

Однако, по мнению специалиста другого крупного столичного банка, уровень процентных ставок больше привязан к доходности по альтернативному размещению денежных средств банками. А так как сам по себе сегмент потребительского кредитования в кредитном портфеле универсального банка не превышает нескольких процентов, то говорить о существенном влиянии данных операций на доходы банковского сектора пока было бы преждевременно. “Хотя отдельным банковским учреждениям, сделавшим в развитии своего бизнеса ставку именно на этом направлении, возможно, придется создать дополнительные резервы на покрытие не очень качественных кредитов, что, скорее, будет продиктовано не массовыми дефолтами на рынке в целом, а возможными финансовыми затруднениями отдельных целевых групп потребителей”, – сообщил источник.

Кредитный бум впереди

Между тем, по мнению банкиров, пик интереса к этому виду услуг у банков еще не наступил. Как предрекают специалисты, бум начнется через два-три года. По оценке экспертов Ernst & Young, к концу 2006 года до 20-30% автомобилей и бытовой техники россияне будут покупать в кредит. По словам директора отдела корпоративных финансов Ernst & Young Александра Сапожникова, в ближайшие два года рынок будет расширяться и кредитный портфель банков может достигнуть $2 млрд.

“Рынок потребительского кредитования находится в начальной стадии своего развития, и все больше банков выходит на рынок с соответствующими кредитными продуктами, делая их более доступными для населения, при этом удовлетворяя лишь часть отложенного спроса на кредиты”, – констатирует директор департамента кредитования и инвестиций Импэксбанка Сергей Урюпичев. По его мнению, до баланса спроса и предложения еще далеко.

По мнению первого заместителя председателя правления банка “Первое О.В.К.” Александра Нестеренко, более широкому распространению потребительского кредитования мешает низкая финансовая культура населения, прежде всего в части цивилизованных форм заимствования, и все еще высокая доля доходов, получаемых неофициально.

Кроме того, существенным фактором, негативно влияющим на активность банков на рынке потребительского кредитования, является отсутствие цивилизованных форм взаимодействия между банками, а также с правоохранительными органами на предмет обмена информацией о заемщиках, их кредитной истории. “Это крайне важный вопрос, поскольку массовое потребительское кредитование по сути своей является бланковым (необеспеченным) и строится на прогнозе платежеспособности частного лица”, – говорит Александр Нестеренко. По его словам, любые меры, позволяющие внести определенность в эти прогнозы, исключить действия мошенников, будут снижать кредитные риски, и, следовательно, банки смогут предложить более простые и дешевые формы кредитования.

Журнал «Финанс.» № 25 (1-7 сентябрь 2003) – Личные финансы
Инесса Паперная

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.