Лизинговая схема для грузовика

«Ф.» уже писал о приобретении организациями в финансовую аренду легкового автотранспорта для представительских и иных целей (см. «Ф.» № 12). Однако приобретение грузовых автомобилей и спецтехники — «рабочих лошадок» — с точки зрения законодательства и самой идеи лизинга транспорта в России представляется гораздо более оправданным. И в большинстве случаев более дорогим, а следовательно, и более выгодным — как для предприятия, так и для лизинговой компании, которая рада заполучить клиента, нуждающегося в нескольких машинах с прицепами на общую сумму, например, около $1 млн. «Конечно, это бывает нечасто, но все же случается, когда крупная компания приобретает в лизинг, скажем, 10 грузовиков и к каждому — по прицепу. Если речь идет о таких машинах, как Scania, MAN, Iveco или DAF, то сумма может составить примерно $800 тыс. — $1 млн», — поясняет Андрей Пожидаев, директор по направлениям «транспорт» и «промышленное оборудование» лизинговой компании «Центр-Капитал». По его словам, в данный момент компания как раз обслуживает одного из таких «крупных» клиентов, но имя его из этических соображений разглашать некорректно. Чаще всего, добавляет Андрей Пожидаев, в лизинг оформляют единовременно 2-3 единицы автотехники, например грузовик и кран, или грузовик, кран и, скажем, трактор. Суммы таких сделок могут быть самыми разными: от $30 тыс. до $1 млн, верхнего предела у компании нет.

Между тем первый заместитель генерального директора «КамАЗ Лизинг» Александр Кананадзе рассказывает, что средний размер лизинговой сделки, заключаемой компанией, увеличился со $100 тыс. до $250 тыс., а вообще, ориентируясь на среднего клиента, компания проводит сделки на суммы от $10 тыс. до $3,5 млн. «Мы уже заключили 170 договоров более чем на $35 млн, — сообщил Александр Кананадзе «Ф.». — В 2003 году мы передали в лизинг 570 единиц техники, из них большая часть — продукция ОАО «КамАЗ», но этим мы не ограничиваемся. Лизингополучателей интересует широкий спектр грузовой и спецтехники, причем как от отечественных производителей, так и от иностранных поставщиков».

Российские предприниматели в большинстве случаев действительно отдают предпочтение отечественной технике — главным образом в силу доступных цен (см. врезку) и, возможно, привычки. По словам директора ООО «Интерлизинг» Кирилла Царева, в качестве грузовой техники чаще всего приобретается оборудование отечественного производства (примерно 70%), но наблюдается тенденция роста доли импортной техники. При этом «доля реализации грузового автотранспорта в нашем лизинговом портфеле занимает около 17%. Стоимость договоров варьируется в широком диапазоне: от $30 тыс. до $1 млн. Средний срок договоров лизинга грузовой техники составляет 31 месяц, минимальный — 19, максимальный — 44 месяца», — рассказывает специалист.

Что касается условий по лизингу грузовых машин, то они не слишком отличаются от тех, что сопровождают финансовую аренду легковушек. В этом случае также есть немало моментов, которые могут вызвать зависть частника, берущего автокредит в банке.

Проценты по лизингу заметно ниже, а срок зачастую больше (в среднем три года), к тому же предприятиям это сулит налоговые льготы, в частности снижение налога на прибыль. Кроме того, лизинговая компания при оформлении договора не требует от заказчика предоставления залога, что обязательно в случае с кредитом, где при покупке автомобиля залогом становится он же. Величина авансового платежа колеблется в пределах 20-30% (см. таблицу).

И еще: получить положительный ответ от лизинговой компании проще, чем добиться того же от банка-кредитора. За потенциального лизингополучателя все скажут документы, которые он представляет для рассмотрения своей просьбы. Отказать могут только что созданной фирме без опыта работы и кредитной истории.

«В этой области нам удается избегать серьезных проблем путем тщательной оценки финансового состояния клиента, его бизнеса и перспектив развития, — заявляет директор департамента инвестиционных проектов «КамАЗ Лизинг» Денис Трынин. — Следует отметить общее улучшение состояния лизингополучателей, которое произошло в последние три года». А Андрей Пожидаев из «Центр-Капитала» добавляет, что умение распорядиться заемными средствами (кредит или лизинг) создает клиенту положительную репутацию и историю у лизингодателя и порождает многолетние успешные деловые взаимовыгодные отношения. Что в свою очередь позволяет избежать обоюдных трудностей, связанных с получением оборудования и обслуживанием лизинговых схем.

Сравнение кредитной и лизинговой схем

 Банковский кредитЛизингМаксимальный срок предоставления, мес.24-36 До 60ЗалогЕсть Нет (авансовый платеж составляет 20-30% от стоимости оборудования)Ежемесячные выплатыОсновная задолженность уплачивается из чистой прибыли Лизинговый платеж в полном объеме относится на себестоимость, уменьшая налогооблагаемую прибыльУскоренная амортизацияНе начисляетсяЗа счет нее возникает экономия на налоге на имуществоНовая сделка-По окончании договора можно предоставить старое оборудование в зачет новогоСервисный пакет-Возможен на весь период действия договораСопровождение сделки-Лизинговая компания контролирует процесс поставки оборудования (транспортировку, таможенное оформление, регистрацию)

Источник: «Интерлизинг»

Какого производителя поддержать

Как и в ситуации с легковыми автомобилями, в секторе грузовых «лайнеров» иномарки надежнее и дороже, а отечественные — проще и дешевле. Для сравнения возьмем седельные тягачи (грузовики без прицепа) «КамАЗ» и Scania нынешнего года выпуска. Российский новый грузовик, собранный из родных, камазовских, запчастей (модель 54115), стоит 671 тыс. рублей, или 19 600 евро. «КамАЗ-5460», собранный из импортных запчастей (официальный дилер, к которому обратился представитель «Ф.», даже не стал перечислять из каких — видимо, в ход пошло железо от всех известных зарубежных грузовиков подобного класса), обойдется покупателю в 935 тыс. рублей, или 27 300 евро. В то время как новые грузовики Scania стоят от 65 тыс. евро в самой простой комплектации до 82 тыс. евро в наиболее дорогом варианте.l

Журнал «Финанс.» № 16 (57) 26 апреля — 2 мая 2004 — Опыт
Анна Чистоделова

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.