«КАМАЗ» – ИТОГИ ГОДА

Директор Департамента структурной и инвестиционной политики Министерства промышленности и энергетики РФ, член совета директоров ОАО «КАМАЗ» Андрей Владимирович Дементьев сказал о возможной продаже пакета акций «КАМАЗа», находящемся сейчас в государственной собственности :

Предложения Министерства промышленности и энергетики РФ в этом отношении таковы: необходимо провести процедуру IPO (первичного размещения акций). Причем установка для государства должна быть не в получении выгоды, а в размещении инвестиционных вкладов. Мы хотим видеть «КАМАЗ» здоровым и развитым, чтобы сюда пришли большие инвестиции, в том числе и в результате IPO.

Очередное годовое собрание акционеров ОАО «КАМАЗ», включенного Распоряжением российского правительства в перечень стратегических предприятий и организаций, состоялось 9 июня. В нем приняли участие представители крупнейших акционеров автозавода – Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (34,01% акций), Внешторгбанка (30,93%) и ЗАО «Депозитарно-клиринговая компания» (25,63%).

Генеральному директору «КАМАЗа» Сергею Когогину выступать перед акционерами было весьма приятно. Ему есть чем гордиться. На сегодняшний день уставный капитал «КАМАЗа», составляющий астрономическую сумму 39 287 378 700 рублей, разделен на 785 747 574 обыкновенные акции номиналом 50 рублей. Впечатляет динамика роста капитализации предприятия – за прошедший год она увеличилась на 96% и на начало 2006 года «КАМАЗ» занял 3-е место среди российских машиностроительных предприятий, как по объему выручки, так и по рыночной стоимости. И это притом, что фактически только в январе 2006 года предприятие перестало быть банкротом – его кредитные обязательства перед Минфином России были реструктурированы в конце декабря 2005 года.

Такую уникальную динамику роста бизнес-показателей можно в первую очередь объяснить правильным управлением и грамотным позиционированием компании.

На внутреннем рынке объемы продаж КАМАЗа выросли на 8%. Успешно развиваются проекты с Кемеровской областью, Башкортостаном и Татарстаном. Подписаны договоры с руководством Пензенской, Рязанской и Омской областей. А в 2005 году Министерство обороны приобрело у «КАМАЗа» более 2,5 тыс. грузовиков. Партнерство с такими крупными потребителями, как МЧС, «Газпром», крупнейшими угольными компаниями «СУЭК» и «Евразхолдинг», позволило предприятию существенно укрепить свои позиции в регионах.

На очереди внедрение «ноухау» взаимодействия с потребителем под названием «Полный сервисный пакет», включающего в себя предпродажную подготовку, гарантийный ремонт, послегарантийное обслуживание на базе дилеров, поставку автотехники на условиях лизинга и гибкой системы рассрочек. По мнению экспертов, внедрение «Полного сервисного пакета» создает предпосылки для создания уникальной дилерско-сервисной сети общефедерального значения.

И если рост продаж на внутреннем рынке некоторые критически настроенные эксперты относят на счет Госрезерва, то успехи «КАМАЗа» за рубежом полностью опровергают любые сомнения – экспорт автомобилей вырос на 36%. На тендерных условиях уже осуществлены первые поставки техники в Кувейт, Азербайджан, Катар, Иран и Судан. Идет активная работа на рынках Алжира, Саудовской Аравии, ЮАР, Кении, Кубы и Чили.

Большое внимание как средству позиционирования на рынке уделяют на «КАМАЗе» автомобильному спорту. Спортивные грузовики заводской команды уже пять лет подряд побеждают в международном авторалли «Париж – Дакар» (а в 2006 году – «Лиссабон–Дакар»). В самое ближайшее время в строй будет введен Центр автоспорта.

Вместо приобретения чужого бизнеса, который, как правило, необходимо в корне перестроить и реорганизовывать, «КАМАЗ» идет по пути более динамичному – созданию совместных производств с крупнейшими мировыми партнерами. Уже работает «ZF-Кама» (производство коробок передач), в процессе создания «Кама-Камминс» (производство двигателей), открываются суперсовременные сборочные производства за рубежом (в частности в Казахстане, Азербайджане и во Вьетнаме).

23 августа 2005 года на заводе была принята программа стратегического развития компании до 2010 года «Мастер-270», предусматривающая рост оборотного капитала в 2 раза и рентабельности до 7%, а также полное погашение задолженности. Реализация этой стратегии подтверждается четким исполнением бизнес-плана 2005 года и успешным решением задач года нынешнего, которые в общем виде можно сформулировать как полный переход на выпуск автомобилей с двигателями «Евро-2», расширение конкурентного присутствия на традиционных рынках и освоение рынков новых.

Кроме стратегической программы «Мастер-270» были определены стратегические инновационные проекты: «Бережливое производство»; модернизация и развитие семейства автомобилей повышенной грузоподъемности «КАМАЗ-6520 II»; среднетоннажные грузовики на базе «КАМАЗ-4308»; создание сквозной системы автоматического проектирования (САПР).

По рекомендациям экспертов TACIS, акционеры «КАМАЗа» решили сократить число членов совета директоров с 17 до 11. Кроме того, на общем собрании было принято решение не выплачивать дивиденды за 2005 год, направив чистую прибыль в размере 133,4 млн рублей в резервный фонд предприятия.

Комментируя это решение акционеров, Сергей Когогин отметил, что величина чистой прибыли, несмотря на ее существенное увеличение, все еще не позволяет компании начислять своим акционерам полноценные дивиденды, на которые по уставу должно выделяться до 20% чистой прибыли. То есть общая сумма дивидендов за 2005 год должна составить около 26 млн рублей. В пересчете на 785 млн акций – очень мало. Поэтому основные собственники «КАМАЗа» решили отказаться от распределения этой суммы и перечислить деньги в фонд помощи пенсионерам и ветеранам «КАМАЗа».

Сергей Когогин убежден, что в самые ближайшие годы завод выйдет на достойный уровень как по прибыли, так и соответственно по дивидендам. Ждать осталось недолго.

www.kamaz.net

Журнал «Финанс.» № 23 (160) 19-25 июня 2006 — Из первых рук

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.