Выгоды тонкого клиента

Любой бизнес базируется на получении выгоды от затрат. Использование тонких клиентов – яркое тому подтверждение. Это рабочие станции с минимальным набором возможностей, зачастую без жесткого диска и оптического накопителя (CD или DVD). Из вариантов ввода информации обычно предлагается USB-порт. Внешне для сотрудников рабочий стол выглядит так же, как и при работе с ПК, – рабочие приложения те же. Пожалуй, самый критичный для пользователя момент – организация канала связи между сервером и клиентом. Проблем нет, если подключение выполнено в локальной офисной сети или по выделенному каналу большой емкости (от 200 КБ/с на каждого клиента). А если соединение организовано по интернет-каналу с меньшей пропускной способностью, то возможны проблемы. В период интенсивной загрузки приложения начинают «тормозить» – время задержки реакции на команду может достигать нескольких минут.

Экономная централизация. Тонкие клиенты несут несомненные выгоды – процессор терминала маломощен, поэтому для теплоотвода достаточно пассивной вентиляции – радиаторных решеток. Отсутствуют движущиеся части, вследствие чего радикально снижается энергопотребление – около 10% обычного ПК. Еще два плюса, может и не измеряемых деньгами, но весьма приятных – бесшумность и максимум свободного пространства места на рабочем столе. При всем том ограниченность возможностей тонких клиентов не мешает воспользоваться жесткой авторизацией – гораздо более безопасным вариантом, чем обычные пароли. Например, можно использовать USB-ключ.

Несомненную радость клиент-серверные системы доставляют системным администраторам – централизованная настройка упрощает их работу и сокращает время контакта с «бестолковыми» сослуживцами, особенно если их сотни человек. Благодаря жесткому административному контролю в выигрыше оказывается и безопасность корпоративной информационной системы.

Перечисленные плюсы заставляют задуматься, почему же далеко не все компании переходят на клиент-серверную архитектуру. Ответ прост – при использовании «тяжелых» приложений стоимость серверного оборудования сводит на нет выгоду от относительной дешевизны тонких клиентов. Например, работа с графикой и цветом требует больших объемов памяти, не говоря уже о емкости канала. По словам руководителя проекта автоматизации новосибирской коммуникационной группы Petra Павла Гимельберга, для применения тонкого клиента нужны веские основания, например обеспечение высокого уровня безопасности за счет хранения данных на сервере, снижение стоимости обслуживания парка компьютеров.

Аппарат и программа. Практически у всех производителей компьютеров есть в ассортименте линейки тонких клиентов. К российским относятся Aquarius, Kraftway, K-Systems, R-Style. И зарубежные – Fujitsu Siemens, Dell, HP, IBM. Операционные системы для таких терминальных систем производят все известные разработчики. Среди самых распространенных – Microsoft, Linux, HP, IBM, Sun Microsystems. Выбор операционной системы в первую очередь определяется приложениями, с которыми будут работать сотрудники, и совместимостью с прочим программным обеспечением компании. Так, если установить продукт MS Windows Server, на терминалах можно будет использовать привычные Word, Excel, Access, «1C», Internet Explorer, Outlook. По словам IT-директора торгового дома «Копейка» Олега Дзюбы, в качестве терминальной операционной системы его компания использует продукты MS Windows. При этом какая-либо отраслевая взаимосвязь отсутствует. «Никакая общесистемная операционная система не имеет зависимости или связи с направлением деятельности заказчика», – замечает Алиса Мельникова, директор по работе с финансовыми организациями компании ISG. Но, по ее словам, есть и исключения – специальные ОС реального времени, используемые на военных, космических предприятиях, в точном производстве.

Журнал «Финанс.» №9 (195) 5-11 марта 2007 – IT+финансы
Наталья Анищук

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.