Братья-близнецы Евгений и Виталий Насоленко и их партнер Александр Слободчиков в 90-е годы занимались поставками сырья для алкогольной отрасли. А в дефолтном 1998 году они вошли в дистрибьюторский бизнес. Спустя еще три года партнеры заинтересовались розницей – как результат, за год появилось пара десятков магазинов, специализирующихся на продаже алкогольной продукции. Однако собственную «полноценную» продуктовую сеть бизнесмены решили не создавать и воспользовались технологиями федеральной «Пятерочки», открыв под этой вывеской первый магазин в марте 2005 года. Еще спустя год весь бизнес был структурирован под шапкой холдинга «Новые торговые системы» (НТС), которым Евгений и Виталий Насоленко, а также Александр Слободчиков владеют фактически на равноправной основе (правда, у Евгения Насоленко – 34% акций, что на 1% больше, чем у партнеров).
Обоюдная выгода. В планах компании – выпуск облигационного займа. На первый взгляд, ничего удивительного. Ряд сибирских торговых сетей – «Алпи», «Кора» и «Холидей Классик» – уже работают на долговом рынке. Но, пожалуй, впервые облигации собирается выпустить сеть, являющаяся в первую очередь франчайзи. Хотя у НТС всего 78 магазинов «Пятерочка», а сеть «Столичный», работающая в формате алкогольных дискаунтеров, насчитывает 106 магазинов, именно франчайзинговое направление в холдинге называют приоритетным.
В его развитие планируется инвестировать значительную часть средств, полученных от размещения. «70% будет направлено на рефинансирование существующей задолженности, 30% – на открытие новых магазинов. Речь идет прежде всего о строительстве новых объектов, поскольку на вторичном рынке все меньше площадок нужного нам формата, а стоимость их достаточно высока», – говорит директор по корпоративному управлению НТС Александр Агеев. По его словам, до конца этого года планируется увеличить количество магазинов под брэндом «Пятерочка» до 106, а в 2009 году их число вырастет до 190. Холдинг уже начал работать в соседнем Алтайском крае, где купил сеть «Мир продуктов» и приобрел местную компанию владеющей франшизой «Пятерочки». Еще одним регионом будущей экспансии НТС станет республика Алтай.
Для небольшого франчайзингового партнера, обычно довольствующегося ограниченными пределами торговой экспансии, как правило, одним регионом, такие планы выглядят слишком амбициозными. «Причина в том, что наши акционеры изначально работали в розничном бизнесе. А во многих регионах во франчайзи выбирались люди, далекие от понимания розницы», – объясняет представитель сибирского холдинга.
А что дальше? После столь динамичного развития и наращивания стоимости бизнеса можно ожидать его продажу группе X5 Retail Group, владеющей сетями «Пятерочка» и «Перекресток». Компания еще два года назад объявила о стратегии выкупа наиболее эффективных магазинов своих франчайзи. «Речь идет о выборочном приобретении наших успешных и прибыльных партнеров, которое нам выгодно с финансовой точки зрения», – рассказывает директор по коммуникациям X5 Геннадий Фролов. Он также отметил, что группа позитивно оценивает желание франчайзи активно инвестировать в развитие: «Мы только приветствуем, когда наши партнеры расширяются. Чем крупнее партнера мы будем выкупать, тем нам же лучше».
Премия за имя. Сами новосибирцы пока не хотят продаваться. «Мы не рассматриваем себя в качестве объекта для поглощения в ближайшие два-три года. Никаких опционов и обязательств по продаже долей у нас нет. Рынок растет, консолидация не закончена, поэтому выход из бизнеса нелогичен», – признается Александр Агеев. А кроме того, X5 не планирует самостоятельно выходить на рынки, расположенные за Уралом. «Сибирь, Дальний Восток – это те регионы, где управлять собственными магазинами из Москвы сложно технически и физически. Поэтому там мы будем продолжать развивать схему франчайзинговых партнерств», – поясняет Геннадий Фролов.
Но даже потенциальная возможность покупки НТС группой X5 приносит свои плюсы сибирской компании. «Рынок давно знает о том, что «Пятерочка» скупает своих франчайзи, и вероятность такого выкупа станет хорошим фактором в пользу покупки бумаг компании при размещении», – отмечает аналитик Банка Москвы Сабина Мухамеджанова. В НТС также связывают определенные надежды с наличием сильного партнера. «Аналитики и инвесторы в основном живут в столицах и слабо представляют себе, что за сеть, например, тот же «Холидей» или «Кора». А в нашем случае достаточно зайти в любой магазин «Пятерочка», ведь они сделаны по единому стандарту», – уверен Александр Агеев.
Впрочем, холдингу есть что предложить и кроме стандартных вывесок, и витрин. Выручка НТС в 2006 году составила 3,8 млрд рублей, а на 2009 год запланирован ее рост до 15,4 млрд рублей. Рентабельность по EBITDA в прошлом году равнялась 5%, что сопоставимо с показателями других сибирских розничных сетей, но ниже маржи X5 (более 8%). В ближайшие годы менеджмент НТС обещает поддерживать ее на уровне не ниже 7%.
Еще один формат. Одним из факторов роста выручки станет работа холдинга в новом розничном формате. В конце июля 2007 года НТС приобрел франшизу «Патэрсона» на развитие сети в Сибири, собираясь за два года году открыть до 30 магазинов. В сибирском холдинге интерес к освоению новой ниши объясняют желанием диверсифицировать розничный бизнес и выгодными условиями франчайзингового договора. «В нем очень лояльные условия партнерства. Франшизу мы купили просто по смешной цене и роялти платим близкие к нулю. К тому же это совсем другой формат – «супермаркет», в котором нам интересно себя попробовать», – рассказывает директор по корпоративному управлению НТС.
Менее оптимистично в холдинге оценивают перспективы собственных магазинов «Столичный». «Он выгоден с точки зрения получения прибыли, так как у этого формата один из самых высоких показателей выручки с квадратного метра по стране. Однако здесь нет перспективы – рынок Новосибирска перенасыщен, а мы не решили – стоит ли развивать «Столичный» в других городах», – говорит Александр Агеев. Но в планах компании все же значится увеличение количества магазинов с нынешних 106 до 160.
Холдингу только осталось определиться с источником инвестиций, ведь анонсированный облигационный заем может и не состояться. «Мы планы не меняли, но если нестабильная ситуация на рынке капитала сохранится, то выпуск бондов будет перенесен на более спокойный период», – уточняет представитель сибирского холдинга. По словам Александра Агеева, отказ от размещения никак не скажется на финансовом состоянии и планах компании: «Это не последняя наша возможность взять деньги в долг. У нас, в частности, есть проектное финансирование на 2,5 млрд рублей».
Правда, не стоит забывать о том, что сибирский розничный рынок «окучивает» не только НТС, но и «Алпи» и «Холидей Классик», у которых нет сильного брэнда по франшизе, но зато значительно больше финансовых ресурсов, а их собственники не менее амбициозны, чем владельцы новосибирских «Пятерочек».
Журнал «Финанс.» №33 (219) 3 сентября – 9 сентября 2007 – Капитал
Юлия Комлева
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.