Сегодня, согласно закону об отмывании, банки должны уведомлять Федеральную службу по финансовому мониторингу о снятии или внесении на счет клиента более 600 тыс. рублей в определенных случаях. Например, на юрлицо нужно «стучать», если операция не обусловлена его хозяйственной деятельностью. На прошлой неделе Росфинмониторинг выступил с новой законодательной инициативой, направленной на борьбу с обналичкой: глава финразведки Виктор Зубков предложил обязать кредитные организации сообщать в федеральную службу обо всех операциях с наличными на сумму более 600 тыс. рублей.
Многие кредитные организации, опасаясь санкций со стороны ЦБ, сегодня и так направляют информацию в Росфинмониторинг по всем операциям свыше 600 тыс. рублей. «Скажем, банк далеко не всегда имеет возможность проверить, связано ли платежное поручение с деятельностью клиента или нет, – заявил «Ф.» один из банкиров, пожелавший остаться неназванным, – поэтому финансовые учреждения просто перестраховываются».
Если принять предложенные Виктором Зубковым поправки, объем уведомлений, поступающих от банков, по некоторым оценкам, вырастет на 10%. Вместе с тем количество сообщений, отправляемых банками финразведке, и без того постоянно увеличивается. Если в 2005 году в Росфинмониторинге зафиксировали около 8 млн уведомлений от кредитных организаций, то в 2006-м – уже 12 млн. При этом в прошлом году по итогам взаимодействия банков и федеральной службы было возбуждено всего 12 уголовных дел. Получается, что банки направляют огромные массивы ненужной информации, тратя время и силы впустую.
По мнению исполнительного вице-президента Ассоциации российских банков (АРБ) Андрея Емелина, вряд ли было бы целесообразно относить операцию к сомнительным только потому, что она превышает порог в 600 тыс. рублей. Согласен с этим мнением и председатель совета директоров Агрохимбанка Владимир Гамза. «При этом люди, занимающиеся «серыми» операциями, прекрасно знают законы, а потому могут обналичивать, скажем, не 600 тыс., а 590 тыс. рублей за раз», – говорит эксперт.
В АРБ есть собственное видение того, как нужно бороться с «серыми» операциями. В качестве примера приводятся европейские страны, в которых кредитные организации сами решают, является ли та или иная сделка подозрительной или нет и стоит ли «стучать» о ней. Такая схема позволяет существенно снизить затраты банков, связанные с выполнением требований по информированию финразведки. Для сравнения: за год Deutsche Bank направляет около 10 сообщений в соответствующие службы, в то время как среднестатистический российский банк высылает порядка 10 тыс. уведомлений. При этом, отмечает Андрей Емелин, «европейская модель» позволит значительно снизить нагрузку на Росфинмониторинг.
По мнению участников рынка, схема, предложенная АРБ, вполне может работать в России. «Выявить недобросовестных предпринимателей несложно, – комментирует Владимир Гамза. – Скажем, компания, которая, согласно документам, закупает сельхозпродукцию, а продает стройматериалы, скорее всего ведет нечестный бизнес». С другой стороны, отмечают участники рынка, если закон о легализации предоставит банкам слишком много свободы, это может стать причиной роста объемов обналички и возникновения новых коррупционных схем.
Ранее банкиры выступали с другими инициативами в отношении борьбы с «черным» налом – в частности, говорилось о необходимости предоставить право финансовым организациям отказывать в открытии счета сомнительным клиентам, а также расторгать договоры на обслуживание счетов в одностороннем порядке. По словам зампреда комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолия Аксакова, соответствующие поправки в законодательство уже подготовлены.
Журнал «Финанс.» №11 (197) 19-25 марта 2007 – Банки
Андрей Кочкин
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.