Преждевременные страхи

Аналогично упадут темпы прироста промышленного производства (с 7,0 до 6,4%) и инвестиций в основной капитал (с 12,5 до 10,7%). Принято считать, что негативную роль сыграли все последние действия государства, начиная с дела «Юкоса» и заканчивая административной реформой. Однако не все так просто.

Непростая реформа. Посмотрим, какие же реальные изменения произошли в системе государственного управления и как это отразилось на экономической политике. Возьмем, например, административную реформу. Во-первых, она блокировала деятельность исполнительной власти на несколько месяцев. Во-вторых, четко продемонстрировала острую нехватку сколько-нибудь эффективных управленческих кадров. В-третьих, нарушила сложившиеся системы отношений внутри госаппарата и между государством и бизнесом. В результате президент вынужденно стал опираться лишь на очень ограниченный круг доверенных людей. В прямой зоне «видимости» высшей власти остались лишь наиболее крупные куски российской экономики — ТЭК, сырьевой сектор и ВПК.

Такая ситуация оказала странное влияние на всю экономику. Начать какой-либо новый инвестиционный проект стало практически невозможно. Чиновники, не зная своей зоны ответственности и боясь всего, стали даже отказываться от взяток, предлагая бизнесу следовать непонятно долгой официальной процедуре. При этом денежные отношения бизнеса и бюрократа в большинстве случаев упали до уровня консультативных услуг. Просто в одних случаях компании пользуются советами западных консультантов, а в других — искушенных в аппаратных играх бюрократов. Довольно показательны в этой связи результаты последних опросов руководителей российских компаний, проведенных по заказу РСПП. Если три года назад коррупцию критичной считали 32,6% директоров, то сейчас лишь 18,1%. И это при том, что бюрократизацию в качестве препятствия бизнесу называет теперь до 53,6% предприятий.

Экспортная стратегия. Концентрация властных усилий преимущественно на стратегических отраслях российской экономики имела еще одно последствие. Давно уже замечено, что внешняя политика является наиболее явным отражением реальных экономических предпочтений государства. В этом году верховная власть активно включилась в продвижение немногочисленных экспортных товаров. Причем не только привычных продуктов ТЭКа и сырьевого сектора, но и товаров ВПК. Яркое свидетельство — недавний визит Владимира Путина в Чили и Бразилию, значительные продвижения в военно-техническом сотрудничестве с Индией и Китаем.

Такая стратегия государства дала положительный эффект. Согласно существующим экспертным оценкам, на долю ВПК в машиностроении и металлообработке приходится около трети. В итоге, несмотря на замедление роста инвестиций, эта отрасль стала в нынешнем году самой динамичной с приростом производства на 12,6%. Идущие на втором и третьем месте по темпам развития отрасли химия и нефтехимия, а также топливная промышленность показали, по нашим оценкам, в 2004 году прирост выпуска лишь на 7,4% и 7,2% соответственно. И не случайно, что машиностроение и металлообработка сформировали в нынешнем году свыше 36,6% суммарного прироста промышленного производства, а топливная промышленность — только 24%.

Финансовая стратегия. Изменение стратегии в экономической политике коснулось не только управления ростом в крупнейших отраслях. Новой для современной России стала финансовая стратегия государства. В последние десятилетия традицией стало использование бюджетных отношений в качестве ключевого механизма первичного накопления капитала. В нынешнем году правительство реализовало совершенно иной подход.

Под предлогом упорядочивания межбюджетных отношений и формирования Стабилизационного фонда доступ к государственным средствам был снижен до минимума. Более того, в самых прибыльных секторах государство стало изымать как никогда много денег. Например, в нефтяной отрасли, по расчетам Центра развития, с каждого дополнительного $1 за баррель государство теперь забирает 91 цент против 75 центов раньше. Причем с 1 января 2005 года бюджету будет доставаться уже 94 цента с $1 прироста цены.

Конечно, такая стратегия дала резкий рост Стабилизационного фонда (он уже приблизился к заветным 500 млрд рублей). И одновременно появился шанс для реальных структурных изменений. В логике любого бизнеса заложено стремление к росту прибыли. Если в одних отраслях этому мешает налоговая система и невозможность больше рассчитывать на бюджетную помощь, то произойдет перекачка денег в другие не столь контролируемые и более перспективные сектора. Не это ли мечта всех стратегов реструктуризации российской экономики?

Реструктуризация и укрепление рубля. Проблема лишь в том, что обычно при активной реструктуризации темпы роста падают, что и обозначилось в течение 2004 года. Как же тогда с удвоением ВВП? Эта задача остается, но решение ее будет не таким простым, как казалось ранее. Надо отметить, что к концу 2004 года стали появляться симптомы пересмотра подходов в этой области. Один из последних — обращение властей к не менее амбициозной цели, заявленной президентом, — переходу к свободной конвертируемости рубля. Это не только полностью соответствует стратегии значительного бюджетного профицита, накопления денег в Стабилизационном фонде и золотовалютных резервах, но и является еще одним фактором приближения условий функционирования российского бизнеса к свободно рыночным.

Дело в том, что после девальвации 1998 года над отечественной экономикой был раскрыт своеобразный зонтик дешевого рубля. На первом этапе это позволило остановить спад экономики, перейти к промышленному росту как в экспортном секторе, так и в отраслях импортозамещения. Теперь же значительный приток валюты в страну не оставляет другого варианта, кроме укрепления рубля. При этом очевидные потери для экспортеров перекрываются растущими ценами (стоимостный объем экспорта за 2004 год вырос на 34,2% до $182,4 млрд). А вот в секторе импортозамещения ситуация не столь простая.

На фоне дешевеющего импорта и растущих затрат (прирост цен производителей промышленной продукции составил за год 30,1%) шансов для выживания российских компаний не очень много. И один из них — перераспределение доходов населения.

Потребительский ажиотаж и инвестиционный спад. После летнего банковского кризиса, который был спровоцирован государством, значительная часть населения разочаровалась в возможности безопасных вкладов в банки. Реальный же рост курса рубля стал толчком для отказа и от долларовых сбережений. Основной стратегией распределения доходов населения стало расширение потребления на фоне снижающегося веса сбережений. Более того, значительную роль стали играть потребительские кредиты. Население посчитало, что в условиях общей неопределенности лучше быть должником, чем кредитором. В результате при росте реальных располагаемых денежных доходов населения за год на 8,6% розничный товарооборот вырос на 11,7%. Значительная часть этого увеличения пошла на импорт (его стоимостный объем вырос на 23,2% и достиг $92,9 млрд), но и российским производителям досталась немалая часть нового потребительского спроса.

Ярким свидетельством является структура промышленного роста. Год назад наблюдалась следующая картина. На долю экспорта приходилось 70,2% выпуска в промышленности, на долю инвестиций — 21,7%, реальных располагаемых доходов населения — 8,1%. В этом же году экспорт сформировал 82,1% увеличения промышленного производства, инвестиции в основной капитал — 8,8%, доходы конечных потребителей — 9,1%.

Легко заметить, что доля экономического роста, формируемого благодаря расходам населения, выросла, тогда как роль инвестиций значительно сократилась. Иными словами, в отличие от бизнеса, реакцией которого на новые экономические условия стал спад инвестиционной активности, население выбрало в 2004 году потребительский ажиотаж.

Структурное развитие экономики. В результате сложилась ситуация, когда увеличение расходов населения и растущий экспорт стали реальной основой развития экономики. Вопреки всем опасениям в 2004 году российская экономика не стала зарегулированной. Основные управленческие усилия государства сосредоточены в области отношений с крупнейшим бизнесом. И их можно охарактеризовать как «охранительные», направленные на недопущение чрезмерного перегрева экономики из-за благоприятной сырьевой конъюнктуры. При этом большая часть предприятий впервые за долгое время оказалась предоставлена сама себе. Она столкнулась с вакуумом государственной власти и необходимостью поиска независимых от бюджетной поддержки источников доходов.

Понятно, что мгновенных улучшений структуры экономики концепция «самоорганизации» не дает. Однако мировая практика свидетельствует: появление финансовой избыточности на самых низших уровнях технологической цепочки в условиях доминирования рыночной инициативы рано или поздно приводит к повышению качества используемых ресурсов. Денег хватает не только на текущее потребление, но и на НИОКР, повышение качества рабочей силы и проч. А значит, возникает перетекание капитала в сторону технологически продвинутых отраслей. Так что можно надеяться, что рано или поздно российская экономика будет замедляться в темпах развития не столько из-за наших страхов, сколько из-за объективных процессов структурных технологических изменений.

Макроэкономические индикаторы, % к соответствующему периоду предыдущего года

Показатели

2003 г.

2004 г.

10

ноябрь

декабрь

год

месяцев

(оценка)

(оценка)

(оценка)

Валовой внутренний продукт

107,3

107,4*

106,3

Выпуск продукции и услуг базовых отраслей экономики

107,3

106,6

103,6

104,9

106,2

Объем продукции промышленности

107,0

106,2

107,3

106,8

106,4

Инвестиции в основной капитал

112,5

111,2

107,5

108,6

110,7

Оборот розничной торговли

108,4

111,6

112,1

112,4

111,7

Индекс потребительских цен

112,0

109,3

101,1**

101,2

111,7

Реальные располагаемые доходы населения

113,7

109,0

106,3

106,4

108,6

Экспорт товаров

126,7

132,1***

146,4

121,0

134,2

Импорт товаров

123,6

124,8***

123,0

113,9

123,2

* Данные за I полугодие 2004 г.

** Фактические данные, полностью совпавшие с оценкой «Ф.» в № 44, 2004 г.

*** Данные за январь-сентябрь 2004 г.

Источники: Росстат, ИЭ РАН.

Темпы роста производства в промышленности, % к соответствующему периоду предыдущего года

Отрасли

2003 г.

2004 г.

10

ноябрь

декабрь

год

месяцев

(оценка)

(оценка)

(оценка)

ТЭК

Электроэнергетика

101,0

100,3

100,5

104,7

100,8

Топливная промышленность

109,3

107,5

107,4

105,7

107,2

Экспортоориентированные и сырьевые отрасли

Черная металлургия

108,9

105,3

105,3

106,0

105,5

Цветная металлургия

106,2

103,6

103,3

103,0

Химическая и нефтехимическая промышленность

104,4

107,5

107,4

107,0

107,4

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

101,5

102,9

102,9

102,3

102,8

Отрасли внутреннего потребительского и инвестиционного спроса

Машиностроение и металлообработка

109,4

112,0

112,2

116,8

112,6

Промышленность строительных материалов

106,4

105,5

105,8

105,9

105,3

Легкая промышленность

97,7

93,3

93,8

96,4

94,1

Пищевая промышленность

105,1

103,8

104,0

102,3

104,2

Промышленность в целом

107,0

106,2

106,4

106,8

106,4

Источники: Росстат, ИЭ РАН

Авторы — сотрудники Института экономики РАН.

Журнал «Финанс.» № 47 (88) 13-19 декабря 2004 — Государство

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.