Документ в нынешнем виде, по мнению депутата, не выдерживает критики, и его главная цель состоит в легализации вывоза капитала из РФ. “Для законопослушных субъектов экономической деятельности этот закон не несет ничего полезного и одновременно предоставляет всем желающим возможности по вывозу капитала без каких-либо существенных ограничений”, – считает Сергей Глазьев.
Резервирование, по его словам, не способно стать эффективным барьером для вывоза капитала, это не более чем механизм некоторого его торможения. К примеру, вывод средств за рубеж по фиктивным сделкам не повлечет за собой никаких санкций, при этом платой за него является лишь замораживание средств на несколько месяцев. К тому же резервирование предусмотрено по ограниченному перечню операций, что оставляет большую свободу творчеству по созданию легальных схем по вывозу капитала.
С другой стороны, полагает Сергей Глазьев, закон затрудняет осуществление внешней торговли. “Правительство и ЦБ получают право требовать от экспортеров машиностроительной продукции и строительных услуг, работающих на основе долгосрочного кредитования, резервировать деньги в объеме половины стоимости зарубежных контрактов. В итоге данный законопроект, предоставляя возможность безнаказанно уводить деньги из России, ухудшает условия работы законопослушных экспортеров”, – заключает он.
Депутат подверг резкой критике и положение закона, позволяющего юридическим лицам без ограничений открывать счета в иностранных банках: “Это, несомненно, приведет к подрыву российской банковской системы и к ухудшению возможностей внутреннего кредитования нашей экономики и, наверно, навсегда оставит Россию с недоразвитой банковской системой в полной зависимости от иностранного капитала”.
Одним словом, считает Сергей Глазьев, правительственный законопроект направлен прежде всего на защиту интересов “сырьевых” олигархов. Он также уверен, что это лишь первый шаг для предоставления им режима наибольшего благоприятствования. “Законопроект допускает принятие подзаконных актов, направленных на либерализацию валютного регулирования, которые могут иметь обратную силу. Это позволяет чиновникам правительства и ЦБ в любой момент просто простить все те валютные преступления, которые были совершены ранее. Объем нелегально вывезенной валюты составляет около $200 млрд. И данный законопроект позволяет, минуя Госдуму и федеральный закон, амнистировать эти капиталы. Я думаю, ради этого, собственно, все и делается. Сейчас во всем мире идет борьба с незаконно полученными доходами – это связано и с борьбой против терроризма, и с попытками США заморозить как можно большее количество свободных долларовых активов с тем, чтобы они не обрушились на американский валютный рынок. $200 млрд, которые были нелегально вывезены из России, сегодня находятся под реальной угрозой ареста. И многим из российских олигархов очень скоро придется доказывать в судах, что деньги они имеют на законных основаниях. Вот для того, чтобы получить эти законные основания, собственно говоря, и принимается этот закон, вслед за которым, я абсолютно убежден, через пару месяцев последует постановление правительства или инструкция ЦБ об амнистии всех незаконно вывезенных из РФ капиталов. И сделано это будет в такой форме, что общественность это далеко не сразу заметит”, – полагает Сергей Глазьев.
Правительственный проект ЗАКОНА “О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ” принят Госдумой в первом чтении 14 марта. Он предусматривает обязательную репатриацию резидентами валютной выручки и предоставление Центробанку права установления норматива ее обязательной продажи в пределах 30%, тогда как сейчас данный норматив составляет 50%. Также вместо действующего сейчас разрешительного порядка предусматривается возможность введения ЦБ ограничений на проведение капитальных операций, включая требование резервировать до 20% от суммы сделки на срок до года при ввозе валюты и до 100% на два месяца при вывозе. Кроме того, в обязательном порядке резервируется до 50% от суммы сделки на срок до двух лет, если резидент предоставляет нерезиденту отсрочку по платежам на срок более 180 дней, до трех лет – если дается отсрочка по оплате продукции машиностроения, средств транспорта, оружия, и пяти лет – при расчетах за произведенные резидентами строительные или подрядные работы. Данные ограничения за исключением 100-процентной репатриации будут действовать до 2007 года. Законопроект также позволяет юридическим и физическим лицам свободно открывать счета в банках стран – членов ОЭСР.
Журнал «Финанс.» № 7 (14-20 апреля 2003) – Рынки
Алексей Медведев
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.