Центрифуга

В ожидании законопроекта о ЦД профучастники российского рынка продолжают активно обсуждать текст его концепции, обнародованный ФСФР еще в конце апреля. «Эта тема не перестала быть актуальной, так как после обсуждения концепции начнется работа над самим законом. И у нас есть возможность принять участие в этом процессе», — отметил президент Депозитарно-клиринговой компании (ДКК) Игорь Моряков.

По признанию самих участников рынка, представленная ФСФР концепция их вполне устраивает. В ней заложены основы создания ЦД — определены его функции, задачи и цели. «Есть также общее понимание того, чего мы сможем достичь, создав этот ключевой элемент инфраструктуры», — говорит Игорь Моряков. Самое главное — в нее включено положение о том, что ЦД должен стать единственным номинальным держателем ценных бумаг. «Это позволит наиболее эффективным образом выстроить отношения между регистраторами как элементами первичной системы учета и депозитариями как элементами вторичной», — уверен замдиректора Национального депозитарного центра (НДЦ) Денис Соловьев.

ОЛЕГ АФАНАСЬЕВ, генеральный директор Национальной регистрационной компании:

— Из последнего варианта концепции вырезаны тезисы о том, что ЦД может вести реестры, что нас как регистраторов радует. Также убраны положения о необходимости предоставлять копии реестров, что тоже хорошо и для нас, и для наших клиентов — эмитентов. Дело в том, что тема доступа к конфиденциальной информации сейчас стоит достаточно остро. И я не уверен, что если все копии реестров будут поступать в ЦД, то права акционеров будут полностью защищены. Если говорить о том, что он будет единственным депозитарием, имеющим право фиксироваться в реестре в качестве номинального держателя ценных бумаг, это нормально. Ему будет проще выстроить отношения со всеми реестродержателями, которые работают на рынке. Непосредственно на регистраторах это не скажется. Но у нас появляются и определенные проблемы. Мы потеряем те деньги, которые зарабатываем на перерегистрации прав собственности, на проводках между номинальными держателями. Все это будет идти внутри ЦД. Конечно, это для нас ощутимый минус.

Реализация положений, прописанных в концепции, способна не только повысить надежность учета прав собственности на ценные бумаги, но и решить проблему адаптации российской учетной системы к иностранным моделям. Однако если согласие по концептуальным вопросам между главными игроками на рынке депозитарных услуг достигнуто, то по поводу собственности будущей структуры до единодушия еще очень далеко. И рыночное сообщество давно наблюдает за тем, как развиваются отношения между главными участниками процесса. Основные разногласия касаются степени участия Центробанка.

ДЕНИС СОЛОВЬЕВ, замдиректора НДЦ:

— Сейчас много спорят о том, хорошо или плохо участие государства в капитале ЦД. На мой взгляд, это совершенно нормально. Такая социально значимая инфраструктурная организация должна иметь поддержку государства. Уже сам факт его согласия участвовать в капитале ЦД, например в лице Центробанка, нужно оценивать положительно. А вот распределение долей собственности этой структуры между ее учредителями — вопрос отдельный и требующий согласования с заинтересованными лицами, включая главным образом владельцев расчетно-депозитарной инфраструктуры.

Глава ФСФР Олег Вьюгин также считает, что вопрос участия государства в ЦД, во всяком случае на первом этапе его функционирования, является принципиальным. По его словам, ЦБ мог бы принадлежать блокирующий пакет (25%+1): «Это нужно исключительно для того, чтобы обеспечить доверие к деятельности ЦД, особенно со стороны нерезидентов. А блокирующий пакет позволит контролировать решения, которые, например, могли бы привести к наращиванию рисков. На самом деле это исключительно психологический момент», — отметил он.

Тем не менее вопросы собственности в концепции были решены не до конца. По мнению ДКК, причина в том, что длительные переговоры между основными участниками закончились без результатов.

ИГОРЬ МОРЯКОВ, президент ДКК:

— В концепции, к сожалению, не прописан ряд вопросов, которые носят принципиальный характер, а именно: механизм создания ЦД, распределение собственности, допустимая степень государственного участия, модель управления. Я думаю, что это во многом является результатом того, что между профсообществом и Центробанком велись очень долгие переговоры по поводу возможного объединения НДЦ и ДКК. К сожалению, они так ни к чему и не привели. И видимо, поскольку до сегодняшнего дня договориться не удалось, регулятор посчитал невозможным осветить эти моменты в концепции. Но без ответа на них создать ЦД не получится, потому что они носят принципиальный характер.

В свою очередь в ФСФР пытаются найти компромиссное решение.

ВЛАДИСЛАВ СТРЕЛЬЦОВ, замруководителя ФСФР:

— В концепции законопроекта о ЦД мы определили, что по форме собственности это может быть или НП, или АО. При этом, на наш взгляд, АО было бы предпочтительнее. Сейчас самое важное для рынка — определиться с размером пакета, который может принадлежать одному акционеру. Например, не более 10 или 20% (речь не идет о ЦБ. — «Ф.»). Здесь я не считаю ситуацию неразрешимой. Позиции ДКК и НДЦ сближаются, мы тоже участвуем в переговорах. Слушаем предложения, учитываем их при разработке законопроекта. ЦД несколько поменяет расстановку сил на рынке, но хотелось бы, чтобы это было разумно и не повлекло серьезных последствий. Необходимо, чтобы он обеспечивал права инвесторов, создавал единое денежно-бумажное пространство. Сейчас наша основная задача — работа над законом, который мы хотим написать с привлечением консультантов.

О реальности упомянутого изменения расстановки сил на рынке свидетельствуют не только споры между основными игроками. В расчетном депозитарии ФБ «Санкт-Петербург» говорят, что при реализации предложенной концепции они могут полностью или частично свернуть свою деятельность.

ЮРИЙ СОЛОВЬЕВ, начальник операционного управления Санкт-Петербургского расчетно-депозитарного центра:

— Наша дальнейшая судьба полностью зависит от того, какая модель ЦД в итоге будет реализована, какие положения будут закреплены в законе. Варианты, предполагающие сохранение расчетных депозитариев в качестве структур более низкого уровня, чем ЦД, все-таки существуют и обсуждаются. Тогда мы останемся на своем месте, в своей нише. Но более вероятно, что будет реализована та модель, при которой функции расчетного депозитария принадлежат исключительно ЦД. В этом случае все зависит от того, будет ли у него развитая филиальная сеть для расчетов по регионам. Если да, то не исключено, что нам удастся в нее вписаться. Хотя сейчас это очень сложно прогнозировать. Возможно, будут созданы совсем другие филиалы уже без нашего участия. Если расчеты все-таки будут централизованы, тогда наиболее вероятно, что нашей организации, оказывающей на рынке в основном расчетные услуги, места практически не останется.

Естественно, что в этой ситуации все ожидают дальнейших действий регулятора. ФСФР в свою очередь готова пригласить иностранного консультанта для разрешения ситуации. Во всяком случае во Всемирный банк уже отправлен пакет документов для получения кредита на реализацию программы «Центральный депозитарий» и после их согласования будет проведен конкурс среди иностранных консалтинговых компаний. Так называемый шорт-лист претендентов уже готов.

Журнал «Финанс.» № 22 (112) 13-19 июня 2005 — Главная тема
Сергей Петров

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.