Где бросить якорь

По мнению экспертов рынка, моторные лодки, катера и яхты, еще вчера бывшие символом престижа, уже утратили свое статусное назначение, превратившись в предмет для отдыха и атрибут образа жизни. «Никто теперь не покупает яхту, потому что это модно – найдутся другие высокобюджетные развлечения, – говорит яхтсмен Игорь Корнилов. – Сегодня на лодках ходят только те, кому по-настоящему близок и интересен этот вид спорта и отдыха, а потому людям требуется действительно качественный сервис и развитая инфраструктура, чтобы получить максимум удовольствия от редких выходных и отпусков».

Еще пять-шесть лет назад россиянам негде было ставить не то что большие яхты, но даже катера. Построить пирс рядом с частным домом на берегу водохранилища, конечно, всегда было можно. Только стоять там лодка могла лишь в сезон навигации, то есть в теплое время года – с апреля по октябрь. И то лишь в том случае, если причал безопасный: волны от проходящих мимо судов не качают лодку. Но самое главное – любой яхте необходим уход. В частности, зимняя консервация (подъем над водой в зимнее время). Осуществляют ее мастера из сервис-центра той фирмы, которая изготовила мотор вашей лодки. Это происходит в клубе – именно там будет находиться судно всю зиму. «Сегодня в России уже появляются теплые ангары для консервации яхт на зиму, они есть в двух клубах: «Зеленом мысе» и «Пирогово», – рассказывает генеральный директор компании Nordmarine Евгений Кочман. – И конечно, очень многие яхтсмены перевели туда свои лодки».

Каким должен быть клуб. Во всем мире, в том числе в России, яхт-клубы – прежде всего места тусовок. Люди приезжают покататься на лодках, пообщаться с единомышленниками (часто это и бизнес-партнеры), приятно провести время в ресторане с хорошей кухней. «Именно поэтому технический сервис, на мой взгляд, с клубом несовместим, – говорит Евгений Кочман. – Все-таки ремонт – это грязные работы, немногим захочется смотреть на это, отдыхая на своей яхте с друзьями или семьей».

А еще несколько лет назад сервисы, весьма немногочисленные, находились именно в яхт-клубах. С тех пор условия отдыха в них приблизились к европейским – вы больше не рискуете увидеть разобранные лодки неподалеку от столика в дорогом ресторане. Однако технический пункт, лучше мультибрэндовый, должен находиться неподалеку, чтобы капитан вашей лодки мог отогнать ее в сервис и забрать через пару дней. «Яхт-клуб – это место, где состоятельные люди могут пообщаться друг с другом в неформальной обстановке, однако под хорошей охраной и за хорошим ужином, – говорит директор по маркетингу компании «Автодина-спорт» Макс Лерман. – Здорово, если вместо одной встречи получится провести сразу несколько».

Итак, в хорошем клубе непременно должны быть безопасные причалы с ночным освещением, к которым подведены электричество, вода, интернет. Именно такие заведения сейчас открываются – в самое ближайшее время, например, еще одно появится в Пестово. Это, по отзывам экспертов рынка, будет первый по-настоящему элитный яхт-клуб, аналогов которому в России пока нет. В пакет сервиса должна входить заправка – сегодня она есть далеко не везде. Безусловно, нужен ресторан – часто в него будут приезжать клиенты других клубов к друзьям: яхтенная тусовка очень мобильна. Важно также наличие удобного автомобильного подъезда. Это один из решающих факторов при выборе места стоянки для лодки наряду с состоянием экологии. Но в первую очередь, разумеется, учитывается территориальное расположение клуба – сегодня они есть и по Осташковскому шоссе, и по Ленинградскому, и по Дмитровскому: где бы вы ни жили, куда бы ни ездили на работу, всегда сможете подобрать удобный для себя вариант.

Хотя по-настоящему крупных клубов в Московской области пока не очень много. Среди них имеет смысл выделить ЦСК ВМФ, который находится на берегу Химкинского водохранилища, в черте города. В самое ближайшее время количество мест для больших яхт будет увеличено и там можно будет поставить до 50 лодок. Еще один крупный клуб – «Пирогово» в Мытищинском районе Московской области. Широко известен и «Буревестник», расположенный на Клязьминском водохранилище, в непосредственной близости от нескольких других клубов («Спартак», «Нептун», «Аврора»): он реконструирован и предлагает современный уровень сервиса. Клуб «Галс» также находится на Клязьме, на берегу Пироговского рукава – сейчас там планируется возведение отапливаемых эллингов. Он носит репутацию закрытого и элитного – попасть туда непросто.

Сколько стоит постоять. Цена «парковки» лодки колеблется от $2 до $7 за метр в день. Стоимость зависит от сезона (вне теплого ангара в холодное время суток стоянка дешевле), уровня клуба (есть такие, в которых капитальный ремонт не проводился около 10 лет), его расположения (наиболее дороги экологически чистые зоны, расположенные на престижных направлениях). Таким образом, стоянка 20-метровой лодки обойдется минимум в $1,2 тыс. в месяц. Однако специалисты отмечают, что цены на стоянку в России не превышают средних европейских: там тоже есть клубы самых разных уровней, причем дорогих значительно меньше, чем дешевых. Лодок, впрочем, тоже. А вот у нас яхты и катера в основном дорогие (хотя в Европе они оценивались бы как средние). Но в России и рынок пока не настолько развит, и пошлина составляет 40%, и сезон короток, поэтому покупать лодку длиной более 40 метров не имеет смысла, ведь ходить на ней можно менее полугода. Кроме того, в России закрыта акватория – ни одно судно не может посетить ее без регистрации, в то время как в Европе любая лодка может абсолютно легально стоять 18 месяцев. Это очень тормозит развитие инфраструктуры, к слову не только яхтенной, но и туристической. В Санкт-Петербург приходят огромные круизеры с иностранными гостями, их пересаживают в утлые российские суденышки и отправляют на экскурсии: немудрено, что желающих вот так покататься оказывается немного.

Однако, несмотря на все сдерживающие факторы, прогресс заметен: сегодня клубы открываются не только в Подмосковье, но и на северо-западном направлении. Именно Санкт-Петербург был задуман как город, выводящий Россию в большое море, но пока Северная столица существенно отстает от Москвы по развитию яхтенной инфраструктуры. Ничего, догонит. Там сейчас четыре крупных яхт-клуба: «Морской», «Нева», «Санкт-Петербургский яхт-клуб профсоюзов» и «Центральный». Цены ниже московских примерно в два раза. Строятся клубы в Новосибирске и Владивостоке, Сочи и Геленджике, Саратове, Волгограде, Самаре. В ближайшее время появится клуб в Завидово. Причем, по единодушному мнению специалистов, эти клубы способны оказать неплохой сервис и стать местом солидной тусовки. Давно пора – каждый год количество покупателей растет, по разным оценкам, на 15–25%. Однако грамотного менеджмента, стремления к осуществлению инновационных подходов управления и обслуживания российским яхт-клубам заметно не хватает. Клиенты порой вынуждены просить персонал о самых естественных вещах: принести счет, побыстрее заправить лодку. Европейским яхтсменам такое и в голову не придет – все до мелочей отработано. Кроме того, не все в России еще осознали, что строительство и реконструкция яхт-клубов – бизнес не только доходный, но и очень затратный на первом этапе – он требует инвестиций, порой очень существенных. Правда, в ближайшие несколько лет темпы развития только активизируются: будет открываться по два-три новых клуба, причем в условиях довольно жесткой конкуренции они будут вынуждены по-настоящему серьезно заботиться о качестве оказываемых услуг.

ГАБАРИТЫ:Сколько мерить в футах

От размера вашей лодки будут зависеть не только затраты на стоянку, но и прочие сервисные тонкости.

Например, консервация большой лодки обойдется в $7–10 тыс., а маленькой – всего в $2–3 тыс. Для скромного катера не потребуется и большой команды – достаточно одного капитана – и то на первое время, пока вы сами не научитесь управляться с лодкой. Средняя зарплата капитана – $1,2 тыс. в месяц. Для лодки побольше, длиной от 20 метров, потребуются уже два капитана и соответственно две зарплаты.

Маленькие катера в большом количестве (около 40 тыс. единиц в год) производят американские и канадские компании. Самая известная фирма, Genmar, производит лодки Wellcraft, Glastron, Marquis, Larson размером от 5,5 до 22 метров и стоимостью от $30 тыс. до $1,7 млн в США, в России они примерно вполовину дороже (из-за пошлины, перевозки и прочих расходов импортера). Производители лучших больших яхт (длиной от 19 до 40 метров) по цене от $400 тыс., как правило, итальянцы и англичане – наиболее известны брэнды Princess, Dominator, Feretti, Azimut.

Журнал «Финанс.» №12 (198) 26 марта — 1 апреля 2007 — Стиль
Инга Коростылева