ОПЕРА. 30 января и 1 февраля на сцене Большого театра состоится вторая оперная премьера сезона: знаменитый драматический режиссер Роберт Стуруа поставил “Мазепу” Чайковского и готов представить свое новое творение, обошедшееся создателям в $700 тыс., московской публике. Предложение Большого режиссер принял не сразу, но, по собственному признанию, все-таки не смог устоять перед волшебной музыкой великого композитора.
Разумеется, нынешняя постановка “Мазепы” – оперы, которая на днях отмечает 120-летний юбилей, – в истории Большого далеко не единственная. Так, лет двадцать назад она шла в варианте Сергея Бондарчука. А первая премьера состоялась 3 февраля 1884 года (на три дня раньше, чем в вечной сопернице Мариинке). Правда, “Мазепа” никогда не принадлежала к любимым детищам Чайковского. Перечитав пушкинскую “Полтаву”, он “был тронут некоторыми красивыми сценами и стихами”, однако работа над самой оперой пошла не слишком гладко: всплески вдохновения сменялись периодами застоя. Главное противоречие – отдать предпочтение исторической трактовке или сделать акцент на человеческой трагедии – Петр Ильич разрешить так и не смог и в результате придумал целых два финала.
Роберт Стуруа в свою очередь расставляет ударения четко. “Мазепа” для него – опера о больших политиках, людях, одурманенных наркотиком власти. Собственная судьба, счастье и даже жизнь близких – все служит мелкой разменной монетой в бешеной гонке амбиций. Между Мазепой и Кочубеем не только юная Мария, дочь последнего, которая сбегает c украинским гетманом. К жажде мести примешивается жажда власти, и в ход идут безотказные механизмы: предательство, доносы, подлость…
Декорации Георгия Алекси-Месхишвили, с которым Роберт Стуруа традиционно работает в тандеме, будут решены скорее в символическом ключе. Художник решил не вдаваться в излишнюю этнографию и обойтись без явного украинского акцента, так что на сцене не будет ни соломенных крыш, ни идиллических хат, ни броских костюмов – никакой нарочитости и “клюквы”.
После каждой оперной постановки Роберт Стуруа зарекается обращаться к музыкальному жанру: драматическому режиссеру здесь сложно чувствовать себя свободным. Как ни крути, приходится следовать за композитором и, бережно обращаясь с музыкальной структурой, отказываться от многих экспериментов. Без сомнения, главная роль здесь отводится оркестру, дирижеру (в “Мазепе” – это Александр Титов) и солистам. В первом составе петь скорее всего будут Валерий Алексеев (Мазепа), Лолитта Семенина (Мария), Вадим Лынковский (Кочубей), Максим Пастер (Андрей) и Татьяна Горбунова (Любовь). Правда, сами артисты узнают об этом лишь за несколько дней до премьеры. l
Журнал «Финанс.» № 3 (44) 26 января – 1 февраля 2004 – Отдых
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.