Церен Церенов: «Медленный хаос стал быстрым»

– Церен Валерьевич, как вы оцениваете эффективность государственных инвестиций в IT?

– У информационных технологий есть одно интересное свойство. Эффективное управление они делают более эффективным, а неэффективное – еще более неэффективным. Информатизация долгое время существовала как отдельное направление деятельности. Она никак не была связана с реорганизацией госфункций, оптимизацией административных процессов. Вопросы реинжиниринга рассматривались отдельно от автоматизации. Более того, информатизация понималась как закупка оборудования и программного обеспечения и поддерживала существующие неэффективные административные процессы. Медленный хаос стал более быстрым. У каждого чиновника на столе появилось по компьютеру, но его работа эффективнее от этого не стала. Потратившиеся на автоматизацию ведомства не получили большого эффекта, хотя, возможно, им стало немного удобнее работать.

– Что делает Минэкономразвития для изменения такой ситуации?

– Мы подготовили предложения, формализованные требования, которые должны связать процессы автоматизации и оптимизации административных процессов. При этом мы не говорим об информатизации вообще, как это происходит сейчас, а в каждой функции выделяем институты государственного управления, использование информационных технологий в которых может дать наибольший эффект. Например, государственный учет, раскрытие информации, контроль. Именно эти институты госуправления следует изменить с применением ИКТ в первую очередь и обеспечить организационную и нормативно-правовую базу таких изменений.

– Что это за предложения и когда они появятся на свет?

– Это целый пакет, базовым документом которого можно считать проект Концепции формирования институтов электронного государства, где задаются общие принципы и направления. Здесь определены требования к учету, раскрытию информации, заверению электронных документов, контролю за правильностью операций в системе, независимому внешнему аудиту. Отдельная технологическая концепция посвящена стандартизации программного обеспечения. В ней государство определяет для себя перечень унифицированных стандартов, которые оно будет использовать как внутри себя, так и при взаимодействии с гражданами. Дело в том, что сейчас ведомства при создании своих

IT-систем зачастую используют разные стандарты, мешающие взаимодействию с программами других органов власти. Концепция стандартизации программного обеспечения, используемого для госнужд, предполагает не только единовременное определение «эталона», но и создание целой системы отслеживания устаревших стандартов и замены их новыми по мере развития технологий и необходимости их использования в госуправлении.

Введение единых стандартов требуется для того, чтобы избежать зависимости от одного разработчика софта. Ведь какой бы ни была компания, она может прекратить свое существование. В результате ее программные наработки не смогут поддержать и доработать другие поставщики ИКТ-решений. Кроме того, необходимо, чтобы программные продукты разных ведомств могли взаимодействовать между собой, у них должны быть общие интерфейсы. Другие государства начали подобную деятельность совсем недавно, и в этой области мы отстаем на 2-3 года.

Следующая концепция связана с информационным регулированием. Она касается вопросов определения статусов, режимов информации, процедур доступа к различным видам информации. Сейчас в России существует огромное количество режимов информации, но четких границ между ними нет, не определена ответственность за нарушение этих границ, нет единых и понятных правил по доступу, защите и управлению данными. Отсюда – серая зона информации, вроде как бы секретной, но тем не менее доступной, возникают проблемы с утечками. Необходимо четко описать, какие существуют режимы хранения информации, механизмы допуска, публикации, обращения за получением той или иной информации. Пока с этим бардак: с одной стороны, декларируется тайна персональной информации, а с другой – с лотков торгуют всеми возможными базами данных.

– Одной из главных проблем при информатизации ведомств системные интеграторы называют то, что конкурс по проектам автоматизации объявляется только летом, а завершить его надо до конца года. В результате им приходится сильно «напрягаться». Кроме того, сами проекты недостаточно четко прописаны. Что МЭРТ делает для решения этих проблем?

– Практика летних конкурсов действительно существует. Это проблема, как и все, что связано с выделением бюджетных средств. Однако со вступлением в силу нового закона «О государственных закупках» по крайней мере появится возможность заключать многолетние контракты. Хотя проблемы с обслуживанием госзаказа у частных компаний всегда будут существовать, все-таки государство – весьма специфичный заказчик.

Что касается требований к проектам, мы рассматривали два варианта. Первый – создать «узкое горлышко», то есть назначить кого-то одного, кто стал бы согласовывать все проекты. Потенциально возможна такая ситуация, что ему удастся заставить системы взаимодействовать между собой. Но тогда возникнут проблемы уже «узкого горлышка». Появятся задержки согласований, огромные возможности для коррупции. Второй вариант – работа по правилам. И если после выполнения проекта была собрана система, которая не соответствует принятым стандартам, то виновных ждут серьезные санкции. Проверять может, например, Счетная палата, независимые аудиторы.

– Вы непосредственно контролируете разработку системы электронных госзакупок. На каком этапе находится ее создание?

– Минэкономразвития реализует концепцию поэтапного перехода к госзакупкам в электронной форме. На первом, самом важном этапе планируется обеспечить информационную открытость и прозрачность госзакупок. Учет информации на всех этапах, от объявления конкурса до публикации результатов, станет электронным. Доступ ко всей информации будет открытым и оперативным, что позволит проверять обоснованность принятых конкурсными комиссиями решений. У государства не должно быть лишних тайн от своих граждан. Решение этой задачи относится не столько к электронной торговле, сколько к реформированию системы государственного управления вообще. У прозрачного, подотчетного и оперативного государства априори существует иммунитет к коррупции.

Мы разработали портал госзакупок. Он создан как часть единой информационной системы. Задача портала – сбор и централизованная публикация сведений о проводимых закупках. Это означает, что любой желающий получит возможность зайти на него и получить информацию о госзакупках в любом регионе, в любое временя, о любом товаре. Пока же сложилась ситуация, когда даже на федеральном уровне проблематично найти вроде бы открытую информацию. Большая проблема, когда предприниматель из одной области абсолютно не знает, что происходит в соседней. Это ненормально, когда в стране нет единого экономического пространства. Однако наличие портала госзакупок – это еще не электронная торговля. Вторым этапом создания системы электронных госзакупок является разработка системы государственного мониторинга и анализа цен с учетом региональных, сезонных и других различий. Наконец, к третьему этапу, совершению сделок и заключению контрактов в электронной форме, можно будет приступить только после принятия необходимой нормативно-правовой базы. Само государство к этому моменту должно будет стать «электронным».

Сейчас мы находимся на первом этапе. Пока наша задача заключается в создании единой системы. Помимо создания собственного портала мы уже разработали стандарты для региональных порталов. Федеральный сайт должен стать единой точкой входа для всего госзаказа. Мы договорились о единых стандартах с регионами, у которых уже есть собственные системы. Таких около десятка, и теперь они должны их доработать. Второй группе регионов, у которых нет своих наработок, мы предложили разработанное по заказу министерства типовое решение – портал госзакупок. В него уже «вшиты» стандарты взаимодействия. Надеюсь, что впоследствии в единую систему госзаказа войдут и муниципалитеты. До конца 2005 года мы хотим наладить взаимодействие между порталами, а затем сделать обязательным для госзаказчиков всех уровней, включая муниципальных публикацию и передачу на федеральный портал госзакупок информации о всех конкурсах. Думаю, результаты пилотных проектов появятся к Новому году, и уже к середине 2006 года единая информационная система госзакупок начнет работать полностью.

Журнал «Финанс.» №45 (135) 5-11 декабря 2005 – Главная тема
Беседовал АНДРЕЙ ШКОЛИН

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.