Рунет созрел

Размещение Rambler стало довольно смелым шагом для 2005 года. Рынок тогда еще не представлял себе потенциал роста интернет-сектора в России. Теперь отечественные воротилы виртуального пространства уже не нуждаются в рекламе. «Еще пять лет назад приходилось объяснять, что такое Рунет и как здесь можно зарабатывать деньги, – говорил в интервью «Ф.» генеральный директор Mail.ru Дмитрий Гришин. – Теперь все понимают, что это правильное направление, появилось много инвестиционных денег».

Возможно, именно переоценка инвесторами возможностей интернет-компаний побудила двух ведущих игроков Рунета начать подготовку к IPO. Сначала появились слухи о том, что разместиться на американской NASDAQ осенью 2008 года собирается Яndex. Чуть позже пошел слух: попытать счастья на Лондонской фондовой бирже намерен интернет-холдинг Mail.ru, причем даже раньше конкурента – в середине лета. Правда, до сих пор ни одна из компаний не давала официального подтверждения планов по IPO. Но рынок живо отреагировал на новости. За два дня котировки акций Rambler подскочили на 18,2% до $26,3. Во многом благодаря озвученной агентством Reuters оценке Яndex для IPO – $5 млрд.

Поиск… биржи. Выхода на биржу Яndex участники рынка ожидали давно. Косвенно близость к IPO подтверждало и назначение в конце прошлого года нового CFO – Нилеша Лакхани, выведшего как раз на NASDAQ CTC Media. «Яndex – успешная и прозрачная компания, явно созревшая для IPO, – рассуждает Кирилл Тищенко из «Открытия». – Время также выбрано довольно удачно, поисковик находится на пике стоимости, да и глобальный финансовый кризис несколько поутих». Предварительная оценка всей компании – до $5 млрд, официальных цифр еще не озвучивалось. Но если Яndex сумеет разместиться исходя из этой суммы, то IPO окажется более чем успешным. Соотношение капитализации к выручке (P/S) тогда составит 30 – значительно выше аналогичных коэффициентов зарубежных компаний (см. таблицу). Да и Rambler в свое время вышел на биржу с показателем 12,6.

Насколько велики шансы Яndex получить высокую оценку? Китайский портал Baidu, занимающий первое место по популярности среди неанглоязычных поисковиков, держит соотношение P/S на уровне 48. Аналитик «Уралсиба» Константин Чернышев, однако, считает, что нужно осторожно относиться к сравнительным коэффициентам: «P/S – хотя и наглядный, но бессмысленный мультипликатор. Если его значение превышает десятки единиц, о какой практической пользе применения можно говорить? Оценивать компанию нужно исходя из потенциала рынка, доли и положения в секторе».

Впрочем, исходя и из абсолютных показателей, Яndex выглядит довольно привлекательно: самый популярный поисковик в Рунете, который недавно был признан третьим сайтом по количеству запросов, принятых от пользователей Европы (по данным ComScore). По объему трафика в Рунете Яndex также прочно держит третье место, уступив лишь социальной сети «В контакте» и почтовому сервису Mail.ru. Наконец, пример взрывного спроса на акции китайского поисковика Baidu, чьи котировки в первый день торгов взлетели в 4,5 раза, показывает: оправдаться могут даже самые амбициозные ожидания от IPO.

Быстрая почта. Интернет-холдинг Mail.ru, владеющий самым популярным почтовым сервером в Рунете, тоже едва ли останется без внимания инвесторов. Не исключено, что решение разместиться раньше Яndex связано именно с опасениями оттока инвестиций к более крупному конкуренту. На какую капитализацию может рассчитывать Mail.ru? В своем недавнем проекте «Самые дорогие компании» «Ф.» оценил почтовый портал в $1 млрд. Мы исходили из суммы последней сделки: полгода назад южноафриканский медиахолдинг Naspers выложил $26 млн за 2,6% акций Mail.ru. Теперь же звучат оценки вплоть до $2 млрд. Удивляться не стоит, интернет-портал растет как на дрожжах: еще в январе 2007 года тот же Naspers оценивал Mail.ru в $550 млн.

Интернет-холдинг не публикует отчетность с 2005 года. Но, по оценкам аналитиков, выручка Mail.ru за 2007 год составила $60–70 млн. Используя пресловутый мультипликатор P/S, получаем задиристое число 40, обгоняющее даже самые сладкие грезы «Яндекса». Не менее высоким получается и коэффициент P/E. «Из-за возникшего ажиотажа проекты продаются инвесторам все дороже, некоторые из них оцениваются чересчур оптимистично, – признавался в своем интервью «Ф.» Дмитрий Гришин. – Коэффициент P/E интернет-компаний может составлять и 10, и 40, и 100. Интернет становится все более значимой частью жизни, но никто не знает, насколько могут вырасти существующие бизнесы». Говорил ли он о неких отвлеченных проектах или думал в это момент о своей компании? Посмотрим.

Зачем лидеры Рунета спешат на биржу? Участники рынка полагают, что дело вовсе не в финансовых трудностях. И Яndex, и Mail.ru, возможно, даже не будут выпускать допэмиссии акций – свои бумаги продадут на бирже существующие владельцы. Скорее всего, здесь сработали два фактора. Основной: подходит время выхода из проектов для фондов прямых инвестиций. И второстепенный: обе компании столкнулись с мощным оттоком кадров и теперь хотят удержать ключевых специалистов при помощи выдачи опционов на выкуп акций. «Это бизнес, ориентированный на персонал, – размышляет топ-менеджер одной из российских интернет-компаний. – Сотрудники куют благосостояние компании. Не удастся заинтересовать гуру своим предложением о работе, предложив только деньги. А опционная программа не будет иметь надлежащего эффекта, если менеджер не понимает, сколько стоит причитающийся ему пакет».

ПРАКТИКА: Он был в начале

Rambler принял на себя все тяготы первопроходца.

Компания разместилась в июне 2005 года на LSE ближе к нижней границе ценового диапазона в $10,25 за акцию. Инвесторы оценили ее всего в $153,5 млн. Заработанные деньги Rambler потратил на приобретения интернет и телекомпаний. Трудно не оценить героические усилия организаторов и топ-менеджеров по проведению IPO: компания продавала себя инвесторам на фоне операционных убытков. Тем не менее холдинг не только уложился в ценовой коридор, но и устойчиво наращивал цену акций, вплоть до пика стоимости в $55 за акцию в апреле 2007 года. Энтузиазм инвесторов подорвали непрерывные убытки на протяжении трех кварталов. Котировки упали в два раза, впрочем ненадолго. 2007 год поисковик завершил с чистой прибылью в $5,7 млн, продемонстрировав высокую рентабельность по EBITDA.

Сравнение интернет-компанийИнтернет-компании Прибыль, $ млн Выручка, $ млн EBITDA*, $ млн Стоимость на 21.05.08, $ млн P/E P/S

Google 4203 16593 6510 172050 41 10

eBay 348 7672 2710 40200 115 5

Yahoo! 660 6969 1927 37880 57 5

Baidu 86 239 105 11460 133 48

Rambler 6 69 8 412 72 6

Яndex* 60 167 – 5000* 83 30

Mail.ru* 10–20 40–60 – 2000* 133 40

* Оценка.

Журнал «Финанс.» №20 (255) 26 мая – 01 июня 2008 – Капитал
Юлия Комлева

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.