Что делать с экономикой России? Журнал «Финанс.» № 23 (18-24 август 2003)

Юрий БОБЫЛОВ, эксперт рабочей группы РСПП по присоединению России к ВТО

Предстоящее вступление России в ВТО неизбежно потребует активизации внешнеэкономической разведки, в том числе и переориентации деятельности соответствующих структур СВР. Показательно, что в высокоразвитых странах (США, Франция, Израиль) так называемый промышленный шпионаж все быстрее обретает гражданский характер, вливаясь в разветвленную систему маркетинга товаров и услуг. Наибольшее значение он имеет для производства сложных машин, оборудования, приборов, бытовой радиоэлектроники, средств связи и др. До недавнего времени даже на демократическом Западе не говорили открыто о существовании органов внешнеэкономической разведки, входящих в состав некоторых государственных структур, «маркетинговых» центров трансконтинентальных корпораций. Сейчас с усилением процессов глобализации в мировой экономике существование органов промышленного шпионажа превратилось в секрет Полишинеля. Думаю, что и нам не стоит скрывать известное.

Новой приоритетной задачей внешней разведки России становится лучшая ориентация в государственных и коммерческих тайнах (вне ВПК) таких наших конкурентов, как США, страны Евросоюза, Япония и КНР. Эта тенденция, однако, понижает роль структур военно-ориентированной разведки России — СВР, ГРУ и бывшего ФАПСИ.

Сергей МИРОНОВ, председатель Совета Федерации РФ

Сроки выборов диктуют необходимость закончить работу над бюджетом-2004 уже в ноябре. Такое пожелание высказал президент. Я думаю, что он абсолютно прав — весь бюджетный процесс надо завершить до избрания нового состава Государственной думы. Есть у бюджета-2004 принципиально новая целевая составляющая. Дело в том, что задача удвоения ВВП к 2010 году во многом зависит от того, насколько бюджетная политика сможет обеспечить и стимулировать рост в экономике, прежде всего рост обрабатывающего сектора. Основы такой политики на будущий год и в долгосрочном плане и должны быть заложены в бюджете 2004 года. Мы рекомендовали правительству учесть около 30 наших предложений. В частности, мы предложили для бюджетов субъектов Федерации компенсацию сокращения их доходной базы, образовавшейся в результате изменения налогового законодательства, а также решений правительства.

Надо начать практическую работу по реализации среднесрочного бюджетного планирования в масштабах консолидированного бюджета. Субъектам Федерации необходимо видеть перспективу государственной политики для разработки и выполнения своих социально-экономических программ. Это повысит устойчивость региональных бюджетов, эффективность бюджетного процесса в целом. Уже в 2004 году следует изменить распределение налоговых поступлений между федеральным центром и регионами.

Иван МАТЕРОВ, первый заместитель министра экономического развития и торговли РФ

В подготовке проекта бюджета на 2004 год министерство определяло параметры прогноза социально-экономического развития РФ и федеральной адресной инвестиционной программы. В нынешнем году мы ожидаем рост валового внутреннего продукта на 5,9%, на следующий год темпы несколько снизятся — до 5,2%. Если в нынешнем году средняя цена на нефть российской марки составит $26 за баррель, то в следующем году она снизится до $22 со всеми вытекающими отсюда последствиями. Говоря о последствиях, я имею в виду цены на газ и другие энергоносители. С другой стороны, у нас ожидается и дальнейший рост реальных доходов населения, и рост инвестиций.

Что касается макроэкономических показателей, которые являются основой проекта федерального бюджета, можно констатировать успешные действия и правительства, и всех органов власти. Количественные же характеристики федеральной адресной инвестиционной программы совершенно не впечатляют. Это где-то около 60 млрд рублей, что составляет 2-2,5% от расходов федерального бюджета. Правда, если сюда отнести все расходы федерального характера, которые не входят в адресную программу, то эта сумма примерно удвоится. Если прибавить бюджетные средства регионов, то получается, что государственные инвестиции составляют 20% от всех капитальных вложений. Государственные капитальные вложения, конечно, не делают погоды в народном хозяйстве. Но с учетом специфики вводимых объектов это решение многих инфраструктурных проблем, к которым частный капитал еще не готов.

Журнал «Финанс.» № 23 (18-24 август 2003) — Экономика

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.