Коллега Дима из соседнего отдела все-таки стал миллионером. Правда, рублевым и ненадолго. Пролежав несколько минут на банковском счете, 1,05 млн рублей направились в оплату его будущей двухкомнатной квартиры в одном из подмосковных райцентров. Сдачи дома осталось ждать примерно полгода, расплачиваться по кредиту — 10 лет. Новоиспеченный заемщик считает, что ему повезло, намекает даже, что в его ипотечных делах помогли отцы города. Шутит, наверное.
— Юрист застройщика говорит: люди по полгода ходят — никак кредит получить не могут, а я всего за месяц управился. Причем деньги перечислили раньше, чем я со всеми документами разобрался.
— А к чему такая спешка?
— Когда я только подписывал договор с застройщиком, в самом конце октября, квадратный метр у него стоил 39 тыс. рублей. По этой цене учитывался и мой первоначальный взнос. С 1 ноября метр подорожал на 600 рублей. Исходя из этого, рассчитывался ипотечный кредит. Если бы банк не перечислил всю сумму до 1 декабря, мне пришлось бы искать еще около 40 тыс. рублей наличными, чтобы полностью оплатить квартиру. А их у меня сейчас нет и быть не может — все, что мог, уже вложил.
— Ты говоришь, что-то недооформил?
— О-о! Это достойная история. Договор дольщика, как и полагается, понес в банк. Там на него посмотрели и несколько пунктов добавили: прописали, что оставшаяся сумма в оплату квартиры в таком-то объеме вносит такое-то отделение такого-то банка. Что квартира становится обеспечением по выданному кредиту. И что пока она не достроена, кредитор ссужает под уступку прав требования. Плюс кое-какая юридическая казуистика. Я со всеми этими правками обратно — к застройщику. Тот возражать не стал, но «в отместку» дополнил документ своими пунктами. Далее — в регистрационную палату, без регистрации договор не может вступить в силу. Там мне явились детские воспоминания конца 80-х — начала 90-х про жуткие очереди и ночные бдения родителей у магазинов. Оказывается, такое можно встретить до сих пор. Люди, чтоб права на свои метры зарегистрировать, чуть ли не давятся. Очередь занимают в два часа ночи (без дураков!). Те, кто приходит к открытию, до закрытия палаты могут и не успеть. Отлучаться нельзя. Если твой черед подошел, а ты в этот момент вышел покурить, звать никто не станет — мигом в конец очереди запишут. Спорить бесполезно. Вся палата галдит, ругается, нервничает.
— Ну, ты-то на нервного не похож, избежал участи?
— А то! Мы с юристом застройщика за юрлицо сошли, а для них отдельная очередь. В ней народу немного, хотя каждый заходит в кабинет на час, а то и больше. Все равно за полдня управиться реально. В общем, полдела сделали — документы на регистрацию сдали. Теперь ждем их обратно. У регистрационной палаты на все про все есть десять дней. Можно и быстрее, но, как мне сказали, за отдельные деньги — за отдельные $2000. Благо с банком смогли все уладить. По-хорошему ему нужно подтверждение о регистрации договора, чтобы деньги перечислить, но в нашем случае его устроила выписка о приеме документов.
— Крестный отец помог?
— Нет, не крестный.
— Какие расходы-то понес?
— Ну пошлину за регистрацию я не считаю — там копейки. Больше всего выложил за открытие ссудного счета — 5 тыс. рублей. Плюс 2 тыс. за перевод денег на счет застройщика.
— А какие еще понесешь?
— В январе первый платеж. 21200 рублей.
— И так в течение 10 лет?
— Нет, у нас погашение идет равными долями. То есть каждый месяц мы платим 1/120 основной задолженности и примерно 1,16%, набежавшие на остаток. Самый большой платеж первый, самый маленький соответственно последний — примерно 8300 рублей. А может и еще меньше. Когда в собственность квартиру оформим, банк ставку обещает понизить с 14 до 13% годовых. Правда, придется страховать: и жилье, и себя любимого. В первый год, по моим прикидкам, полис тысяч в 12 обойдется.
— Странно, я думал, что банки предпочитают с аннуитетными платежами работать.
— В общем, да. И у нас была такая альтернатива. Там фишка в том, что платежи всегда одинаковые, но сумма задолженности погашается неравномерно. Получается, что в первую очередь банк получает проценты и комиссии, а уж потом возвращает себе основной долг. Заемщику это выгодно, когда он хочет «разгрузить» себя в первые месяцы. Обычно ведь денег катастрофически не хватает, а трат предостаточно: ремонт, переезд, т. п. Но мне как-то спокойнее, если долговые расходы пойдут по убывающей. Да и выгоднее. Сумма моих платежей тысяч на 60 меньше окажется, чем в случае с аннуитетными. Впрочем, это не так уж много на десятилетнем горизонте.
— Мне вот недавно историю рассказали. Тоже молодая семья. Тоже ипотека. Только не в области, а в Москве. Не новостройка, а «вторичка». Не «двушка», а «однушка». Первоначальный взнос не половина, а 30%. Короче, люди попали. Чтобы расплатиться, должны «пахать» оба и по возможности на двух работах каждый. При таких раскладах аист к ним еще лет десять не прилетит. Ты-то этого не боишься?
— Да нет. У меня, Рублёв, нагрузка, в общем-то, вполне посильная, и чем дальше, тем легче будет. К тому же банк при рождении ребенка вроде как сможет отсрочку дать по основному долгу, буду платить только проценты. Хотя, надеюсь, послабление это мне и не понадобится. А персонажам твоей истории я сочувствую. Им же, когда за «однушку» расплатятся, придется снова в долги залазить — под ребенка-то площадь придется расширять.
— Да уж. Мне можешь об этом не рассказывать.
— Я связался с ипотекой лишь потому, что был неплохой задел в виде недавно проданной «однушки» и тылы сейчас более или менее прикрыты. Родителями. Расплачиваться, естественно, буду сам, но все же.
Журнал «Финанс.» №47 (184) 4 — 10 декабря, 2006 — Ф. рублёв
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.