Улетные «фишки»

Покупка самолетов или топлива для авиакомпаний – дело привычное. А как быть с ценными бумагами? 20 августа авиакомпания «Трансаэро» приобрела на фондовом рынке миноритарные пакеты акций двух государственных нефтегазовых холдингов. По словам представителя «Трансаэро» Сергея Быхала, авиаперевозчик купил 94 тыс. акций «Газпрома» и 124 тыс. акций «Роснефти». В компании отказались раскрыть сумму сделки, но, исходя из цен закрытия 20 августа, стоимость каждого пакета можно оценить в 25 млн рублей. Сумма достаточно большая, учитывая, что на конец 2006 года объем денежных средств на балансе авиаперевозчика составлял около 100 млн рублей, а чистая прибыль в отчетном периоде едва превышала 300 млн рублей.

В «Трансаэро» считают, что приобретение ценных бумаг – выгодная инвестиция. «Для нас покупка акций государственных компаний более эффективна, чем просто держать эти средства на нашем депозите», – говорит Сергей Быхал. Так ли это на самом деле? С начала года стоимость бумаг «Газпрома» и «Роснефти» снизилась почти на 9%. Если взять в качестве временного промежутка год, то цена акций газовой монополии упала на 16%. Стоимость же бумаг «Роснефти» увеличилась всего на 3,3%.

Конечно, акции двух нефтегазовых холдингов куплены по низкой цене (относительно исторических максимумов – «Ф.»), и руководство «Трансаэро» вправе рассчитывать на рост стоимости бумаг в будущем. Но сколько придется ждать? Ведь пока фондовый рынок лихорадит, и неизвестно, как долго продлится нынешняя нестабильность. Впрочем, покупку «Трансаэро» акций двух нефтегазовых холдингов можно рассмотреть и как оригинальную схему хеджирования от роста цен на топливо. Однако в последнее время на рынке наблюдается слабая корреляция динамики стоимости бумаг российских нефтегазовых компаний и движения цены на нефть.

Начальник аналитического управления инвестиционной компании «Велес Капитал» Михаил Зак полагает, что факт покупки акций указывает на то, что у «Трансаэро» все в порядке с денежными средствами. «С другой стороны, непонятно, зачем авиаперевозчик вкладывает средства в ценные бумаги, обладающие высоким риском», – недоумевает аналитик.

В одном из конкурентов «Трансаэро» – компании S7 – признались, что пока не работали на фондовом рынке. «Мы частная авиакомпания и тратим средства прежде всего на развитие собственного парка и безопасность, – сообщил «Ф.» представитель S7 Артур Акопов. – «Трансаэро» наряду с «Аэрофлотом» получает государственные дотации, так называемые «пролетные деньги», и, видимо, у нее есть возможность вкладывать деньги в сторонние активы».

Журнал «Финанс.» №33 (219) 3 сентября — 9 сентября 2007 — Капитал
Константин Парфененок

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.